Вспышка на Солнце привела к срабатыванию мин — Naked Science

Вспышка на Солнце привела к срабатыванию мин

«Неспровоцированную» детонацию десятков морских мин в годы Вьетнамской войны ученые связали с аномально высокой солнечной активностью.

mines0

Весной 1972 года, в разгар Вьетнамской войны, американский ВМФ провел операцию «Карманные деньги». Для блокирования поставок в страну товаров и боеприпасов самолеты провели минирование моря, в основном близ ключевого местного порта Хайфон. Всего было поставлено порядка 11 тысяч морских мин различного типа, реагирующих на изменение магнитного поля, давления и на акустические сигналы проходящих кораблей. Четвертого августа десятки этих мин сработали — казалось, без всякой внешней причины.

Лишь теперь ученым удалось связать эту аномалию с активностью Солнца — об этом они сообщают в статье, опубликованной в журнале Space Weather. «Экстремальная “космическая погода” в начале августа 1972-го оказала большое влияние на действия ВМФ США, — пишут Делоресс Книпп (Delores Knipp) и ее коллеги, — приведя к почти мгновенной и незапланированной детонации десятков морских мин к югу от Хайфона».

В самом деле, именно тогда Солнце произвело серию корональных выбросов массы, рассеяв по окрестностям мощные и быстрые сгустки плазмы и заряженных частиц. События произошли в промежутке между полетами к Луне миссий Apollo 16 (в апреле) и Apollo 17 (в декабре). Другим повезло меньше — и Солнце, как раз завершавшее прохождение через максимум своей циклической активности, вызвало ряд аномалий на Земле. Мощные электромагнитные поля, принесенные его выбросами, вызвали кое-где сбои в работе точных приборов и даже электросетей, а в море у Северного Вьетнама привели к детонации электромагнитных мин.

Приводя ряд свидетельств, авторы предполагают, что это событие было одним из мощнейших проявлений солнечной активности за последние столетия — наряду со знаменитой геомагнитной бурей 1859 года. «На наш взгляд, тот шторм достоин новой научной оценки, как весьма значительное для исследователей “космической погоды” событие», — заключают Книпп и ее коллеги. Возможно, более полное понимание происходившего в 1972 году поможет нам лучше приготовиться к повторению таких событий — и их последствиям.

Исследователи Сколтеха и их коллеги провели первое в своем роде масштабное вычислительное исследование, в ходе которого сравнили самые современные языковые модели на основе нейронных сетей и оценили их возможности по решению одной из важнейших задач обработки естественного языка – лексической замены.

Диеты, которые включают в себя голодание, как показал эксперимент ученых из Великобритании, способны навредить будущим поколениям. Это подтвердили на классическом модельном организме — червях, — но специалисты говорят, что данные возможно экстраполировать в будущем и на людей.

В условиях аукциона на первое место в суборбитальной капсуле Blue Origin нашли интересные подробности о требованиях к будущим астронавтам. Ради трех минут в невесомости космические туристы, например, должны быть способны пробежать семь лестничных пролетов менее чем за полторы минуты и просидеть полтора часа пристегнутыми к креслу и без возможности сходить в туалет.