• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
24 октября, 08:25
Александр Березин
8
1 154

В Физическом институте Академии наук обсудили теорию пульсирующей Вселенной

❋ 5.2

Семинар по этой теме собрал необычно большое число ученых-участников, причем, что нетипично, половина времени пришлась на их вопросы. Дело в том, что теория пульсирующей Вселенной чрезвычайно сильно отличается от сложившейся до нее космологической картины мира сразу по множеству параметров.

Эллиптическая галактика NGC 5128 (она же Центавр А) в 12 миллионах световых лет от нас. Наблюдения Очень Большого Телескопа Европейской южной обсерватории в Чили обнаружили вокруг нее новый класс «темных» шаровых скоплений, отмечены красным цветом. В них намного выше доля темной материи. В теории пульсирующей Вселенной предполагается возможность практически полностью темных шаровых скоплений, без звезд, но с множеством черных дыр звездных масс / © ESO, Davide de Martin

В ФИАН имени П.Н. Лебедева 21 октября 2025 года прошел семинар, где докладчиком (удаленным) был доктор физико-математических наук Николай Горькавый. Среди участников оказалось до 60 ученых, в том числе присутствовали ярые оппоненты теории. На семинаре был и один представитель СМИ — Naked Science. Для мероприятия по острым физическим вопросам все прошло достаточно сдержанно, как минимум не острее обсуждения предыдущей попытки коренным образом перестроить космологию 100 лет назад.

В первые полтора часа семинара докладчик излагал отличия космологии пульсирующей Вселенной от стандартной космологической модели. Он показал, что описанный им и соавтором эффект резкого изменения гравитации при быстром изменении масс объектов (антигравитация при убывании массы и гипергравитация при нарастании массы) объясняет как ускоряющийся разлет Вселенной в нашу эпоху, так и событие Большого взрыва.

С учетом этих релятивистских эффектов (антигравитации и гипергравитации) скорость расширения пространства-времени по мере изменения эпох тоже должна меняться, что и регистрируют астрономы в виде «напряжения Хаббла». Так называют ситуацию, когда постоянная Хаббла (скорость расширения пространства-времени) в древней Вселенной имела одну величину, а сегодня — другую. Ранее Naked Science писал о «напряжении Хаббла» и хаббловском космологическим кризисе.

Докладчик также отметил, что в космологии пульсирующей Вселенной она не рождается из сингулярности — и в центрах черных дыр также не возникает сингулярность. Нет и инфляционной эпохи в расширении пространства-времени после Большого взрыва. Другие участники семинара поставили под сомнение этот тезис, постулировав, что инфляция в ранней Вселенной уже показана наблюдениями. Николай Горькавый отметил, что на сегодня нет эмпирических наблюдений, которые действительно подкрепляли бы инфляционную гипотезу. О подобных (а также теоретических) проблемах с космологической инфляцией ранее уже говорили и многие другие физики.

Затем докладчик перешел к влиянию теории пульсирующей Вселенной на представления о темной материи. В рамках новой теории ТМ состоит из множества темных шаровых скоплений, подобных широко известным звездным шаровым скоплениям возрастом часто более 10 миллиардов лет. Только темные шаровые скопления состоят не из звезд, а из черных дыр звездных масс, оставшихся от прошлых циклов сжатия и расширения Вселенной.

Другие физики — участники семинара поставили вопрос о том, будут ли эти шаровые скопления со временем распадаться за счет столкновений между собой. Докладчик выразил сомнения в этом, поскольку размеры черных дыр звездных масс измеряются в километрах, то есть на несколько порядок меньше, чем у обычных звезд. Если звездные шаровые скопления из древней Вселенной дожили до нашей эпохи, неясно, почему более устойчивые (за счет меньших размеров ЧД в сравнении со звездами) чернодырные темные шаровые скопления должны разрушиться. Однако обе стороны сошлись на том, что вероятность таких событий, в том числе из-за приливных сил, надо считать.

После основной фазы доклада участники перешли к вопросам и ответам, затянувшимся на полтора часа. Это крайне необычно для физических семинаров: часто после основного доклада задают буквально пару-тройку вопросов. Среди прочего озвучили вопрос о том, насколько совместимы с теорией пульсирующей Вселенной наблюдения гравитационно-волновой обсерватории LIGO. Один из задававших вопросы отметил, что черные дыры, образовавшиеся из обычных звезд (а именно таковы реликтовые черные дыры из прошлых циклов Вселенной в этой теории), должны иметь вращение, поскольку звезды, из которых они возникли, неизбежно вращались. Между тем, по данным LIGO, регистрируемые ею при слиянии ЧД практически не вращаются.

Горькавый заметил, что почти полное отсутствие вращение у черных дыр звездных масс, чьи слияния фиксирует LIGO, в рамках теории пульсирующей Вселенной вполне логично. Действительно, в момент коллапса звезды в ЧД она вращалась. Но со временем, из-за слияний с другими черными дырами и большого времени существования, вращение ЧД будет замедляться. И после значительного числа циклов сжатия — расширения Вселенной скорость вращения реликтовых ЧД будет либо просто низкой, либо близкой к нулю.

Одна из участниц семинара выступила с критикой ключевого положения теории пульсирующей Вселенной: о том, что гравитационные волны не имеют собственной гравитирующей массы. По ее словам, ранее какие-то работы уже показали (в том числе на наблюдениях LIGO), что гравиволны имеют собственную массу. После просьбы дать ссылки на такие работы участница предоставила ссылку (полный текст), в которых, однако, корреспонденту Naked Science не удалось найти подобных утверждений.

Видео семинара можно посмотреть здесь (копия на альтернативной площадке, если у вас проблемы с YouTube):

Видеозапись семинара. Собственно семинар начинается примерно через пять минут от начала ролика / © YouTube, ФИАН

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
23 октября, 08:02
Юлия Трепалина

По замыслу исследователей, в будущем нетрадиционный способ доставки кислорода в организм, который они называют «энтеральной вентиляцией», может стать спасением для пациентов с дыхательной недостаточностью. Эксперимент подтвердил безопасность процедуры для людей, что приближает ученых к реализации идеи.

24 октября, 15:16
Юлия Трепалина

Чтобы поразить добычу, ядовитая змея должна атаковать молниеносно, иначе жертва успеет отреагировать и убежать. Международная группа биологов провела масштабный эксперимент, в котором впервые в мельчайших деталях изучила и сравнила, как нападают и кусают представители трех семейств ядовитых змей: гадюковых, аспидовых и ужеобразных.

23 октября, 14:35
Юлия Трепалина

В новом эксперименте исследователи из Финляндии проследили, как два типа питания повлияли на энергетический обмен веществ у псов породы стаффордширский бультерьер. Некоторые из биомаркеров, по которым судили об эффекте, в отношении собак применили впервые.

17 октября, 22:00
Любовь С.

В густой оранжевой дымке Титана, где температура опускается до минус 180 градусов Цельсия, происходят невозможные по земным меркам химические реакции: молекула циановодорода (HCN), рожденная в атмосфере из азота, метана и этана, могла сформировать кристаллы, объединяющие вещества противоположной природы.

21 октября, 14:25
Юлия Трепалина

Насколько счастливым нужно быть человеку, чтобы это начало благоприятно сказываться на продолжительности жизни? Ученые определили минимальный уровень субъективного ощущения благополучия, или счастья, преодолев который, оно становится фактором, позитивно влияющим на здоровье населения страны.

19 октября, 10:00
Любовь С.

Первый официальный документ, описывающий принцип действий в случае возможного контакта с внеземной цивилизацией, был принят Международной академией астронавтики (IAA) в 1989 году. С тех пор декларацию неоднократно пересматривали, а ее обновленную версию, адаптированную под реалии XXI века, ученые разработали совместно с участниками проекта по поиску инопланетян SETI.

13 октября, 11:10
Илья Гриднев

Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.

26 сентября, 11:41
ИИМК РАН

Археологи Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), при поддержке фонда «История отечества» в ходе раскопок обнаружили на всемирно известной стоянке каменного века Костенки-17 в Воронежской области редчайшие украшения из зубов песца и окаменелой раковины, а также уникальный для этого времени нуклеус из бивня мамонта для снятия заготовок.

7 октября, 11:46
Игорь Байдов

Экспедиционное судно «Эндьюранс» более века называли самым прочным деревянным судном, когда-либо построенным человеком. Но находка, сделанная на дне моря, и изучение старых писем раскрыли неприятную правду. Легендарный «Эндьюранс» Шеклтона вовсе не был непобедимым левиафаном. Напротив, он имел фатальные недостатки, а капитан знал об этом еще до того, как ушел в роковое плавание к берегам Антарктиды.

[miniorange_social_login]

Комментарии

8 Комментариев
Isen Hearthan
6 часов назад
-
0
+
> Другие физики — участники семинара поставили вопрос о том, будут ли эти шаровые скопления со временем распадаться за счет столкновений между собой. Докладчик выразил сомнения в этом, поскольку размеры черных дыр звездных масс измеряются в километрах, то есть на несколько порядок меньше, чем у обычных звезд. - Это я вопрос задал, и я не имел в виду рассеяние ЧД на ЧД. Да, при столкновении двух скоплений какой-то мизерный процент ЧД столкнется, но я бы вообще это не учитывал даже. Я говорил именно про приливное разрушение. Докладчик-то меня как раз услышал в конце, а вы этот момент упустили. > Если звездные шаровые скопления из древней Вселенной дожили до нашей эпохи, неясно, почему более устойчивые (за счет меньших размеров ЧД в сравнении со звездами) чернодырные темные шаровые скопления должны разрушиться. - Ну это вы уже сами додумали -- на семинаре это не обсуждалось. Шаровые скопления не сталкиваются между собой, потому что их совсем немного. А тут вы хотите миллионы или десятки миллионов скоплений. Они-то как раз должны сталкиваться довольно часто. Я делал аналитическую оценку -- минимум по разу-два за время жизни МП, даже на отдаленной периферии гало. Осталось только численно это как-то проверить, да. > Но со временем, из-за слияний с другими черными дырами и большого времени существования, вращение ЧД будет замедляться. И после значительного числа циклов сжатия — расширения Вселенной скорость вращения реликтовых ЧД будет либо просто низкой, либо близкой к нулю. - Это тоже весьма голословное утверждение. То есть интуитивно кажется, что вроде да, но это надо проверять. Собственно, в этом и был посыл моего вопроса докладчику. Был еще один вопрос, который (к сожалению) мне пришел в голову уже после семинара: а как получить крупномасштабную структуру и спектр первичных возмущений в рамках модели пульсирующей Вселенной? Галактики -- да, без проблем, но все остальное? И это тоже вопрос, который никак не исследовался авторами, если я правильно понимаю.
    Isen Hearthan
    6 часов назад
    -
    1
    +
    Но вообще я бы резюмировал так: Да, претензий у научного собщества к докладчику ожидаемо много. Да, подавляющее большинство не согласны с ним. Но тем не менее, семинар был интересен и полезен многим присутствовашим для их личных исследований. И уже только поэтому его стоило проводить. Я уверен, что найдутся люди, которые станут утверждать, что "ФИАН делает бесплатную рекламу Горькавому". Я с этим утверждением не согласен, потому что у него и без скромных нас маркетинг на высшем уровне. Ну и, разумеется, цель мероприятия была другая -- я ее озвучил выше.
    Александр Березин
    6 часов назад
    -
    0
    +
    Isen, приливное разрушение действительно надо считать. Но пока мы его не посчитали, возникает вопрос: по каким причинам оно должно быть сильнее, чем у шаровых звездных скоплений? Тех вроде бы выжило не так мало, даже несмотря на то, что они ближе к галактическому диску, чем должны быть темные шаровые скопления (в среднем). "Шаровые скопления не сталкиваются между собой, потому что их совсем немного. А тут вы хотите миллионы или десятки миллионов скоплений. Они-то как раз должны сталкиваться довольно часто" Я могу неверно помнить на память -- тогда поправьте меня, пожалуйста -- но у Млечного Пути известно что-то там сотня-другая шаровых скоплений (что, конечно, очень мало в сравнении с темными шаровыми скоплениями), но их среднее удаление от центра Млечного Пути порядка 30 тыс. световых лет. Объем сферы такого радиуса -- порядка сотни триллионов кубических светолет. А объем сферы темного гало, с диаметром в 1 млн светолет -- порядка 500 квадриллионов светолет. Расчеты примерные, но я не думаю, что ошибся в порядках. То есть даже там 50 млн таких скоплений, то они рассеяны где-то по одному на 10 миллиардов кубических светолет. Конечно надо считать. Но интуитивно одно не слишком большое скопление таких размеров на 10 миллиардов кубических светолет -- это очень скромная плотность. Массового разрушения таких объектов от приливного взаимодействия ожидать сложно, на первый взгляд. "> Но со временем, из-за слияний с другими черными дырами и большого времени существования, вращение ЧД будет замедляться. И после значительного числа циклов сжатия — расширения Вселенной скорость вращения реликтовых ЧД будет либо просто низкой, либо близкой к нулю. - Это тоже весьма голословное утверждение. То есть интуитивно кажется, что вроде да, но это надо проверять. Собственно, в этом и был посыл" Есть такие штуки, как пульсары. У которых вращение 100 Гц -- не предел. Допустим, у ЧД звездных масс ожидается даже 200 оборотов в секунду (накинем от щедрот). Замедление вращения пульсаров - многие порядки за 10 млрд лет нашей Вселенной. Это астрономический факт, т.к. известны пульсары с оч. большим периодом. А ведь для реликтовых ЧД речь идет о периодах от мн. трлн. лет -- и куда больше. В таких условиях трудно ожидать, что у них может сохраниться какой-то существенное вращение. Возможно, ваши расчеты покажут другое -- посмотрим. П.С.: я еще совершенно упустил вот что. Реликтовые ЧД должны проходить через период, когда их там просто орды в объеме менее одной тысячи кубических светолет (прямо перед очередным Большим взрывом). То есть замедление их вращения в такие периоды должно быть, на первый взгляд, довольно значительным. И так каждый цикл.
    +
      ещё комментарии
      Isen Hearthan
      3 часа назад
      -
      0
      +
      > по каким причинам оно должно быть сильнее, чем у шаровых звездных скоплений? Тех вроде бы выжило не так мало, даже несмотря на то, что они ближе к галактическому диску, чем должны быть темные шаровые скопления (в среднем) Ёшки-матрешки, ну не галактический же диск будет приливное разрушение вызывать, а само столкновение скоплений. Вот на примере галактик то же самое: https://youtu.be/CPuVfiWLlHI?si=x0E4sJUq5-TyqMTQ Такие вещи люди давно считают и они хорошо изучены. > Есть такие штуки, как пульсары. У которых вращение 100 Гц -- не предел. Допустим, у ЧД звездных масс ожидается даже 200 оборотов в секунду (накинем от щедрот). Замедление вращения пульсаров - многие порядки за 10 млрд лет нашей Вселенной. Это астрономический факт, т.к. известны пульсары с оч. большим периодом. Пульсары тормозятся за счет потери энергии на излучение. Как вы предлагаете тормозить вращение уединенной ЧД? > То есть замедление их вращения в такие периоды должно быть, на первый взгляд, довольно значительным. Ну вот, значит план действий таков: 1) проситесь в соавторы к Николаю Николаевичу 2) делайте численный расчет n-body в приближении сильного гравитационного поля. Для этого вам понадобятся: 2a. Собственно код. Если захотите, я могу порекомендовать статью, где делались похожие вещи, может авторы даже кодом поделятся. 2b. Начальные условия -- с этим вам к НН. Я вот даже представить себе не могу что там должны быть за начальные условия. 3c. Время на суперкомпьютере, потому что n-body это очень дорого по ресурсам, а ОТО обойдется еще дороже. 3) пишите статью, публикуйте ее в рецензируемом журнале И тогда, да, будет что обсудить, безусловно. Я бы даже сказал, что это была бы достойная тема для еще одного семинара. А пока это все довольно неочевидные утверждения и рукомашество. Заодно кстати можете еще попробовать решить проблему крупномасштабной структуры, о которой я писал выше.
        -
        0
        +
        "Пульсары тормозятся за счет потери энергии на излучение. Как вы предлагаете тормозить вращение уединенной ЧД?" Наиболее очевидный путь -- поглощение ими фотонов и барионов в конце цикла (обычной материи). Момент вращения ведь не растет у нее, а масса растет, т.е. скорость вращения должна падать. Как тут считать задачу эн-тел -- у меня, правда, вопрос, потому что мне кажется, что тут многовато эн будет, говоря мягко. Ваше предложение мне пойти в гравитационисты звучит для меня примерно как известное предложение Капицы Берии идти в физики, в период атомного проекта. То есть с одной стороны лестно, с другой -- я бы со своей работой справился сначала. Я согласен с тем, что очень многие вещи в теории Горькаового не посчитаны. Как не были посчитаны многие вещи во Вселенной Фридмана в 1920-х. Но эти вещи из Вселенной Фридмана считают до сих пор. Один человек просто не может все это посчитать, мне кажется, ну, за разумное время. То есть это дело приложится -- но со временем. Из истории науки следует, что расчет всех элементов картины до деталей -- не критерий правоты или неправоты теории. Критерий -- дает ли она предсказания лучше других. До 2021 года у меня были по этому поводу сомнения. В 20-х их не стало -- в силу открытий наногерцовых гравиволн Наногравом и хаббловского кризиса в космологии. То есть конечно, можно закрыть на них глаза, как с наблюдениями астрономов многие противники ОТО пытались закрыть глаза в конце 1910-х -- но если этого не делать, то не получается найти более экономичное объяснение, чем то, что уже позволило предсказать хаббловский кризис и наногерцовые гравиволны со всем сторон -- то есть теорию Горькавого.
          Isen Hearthan
          6 минут назад
          -
          0
          +
          Если мне память не изменяет, официальная версия того, что задетектировал NANOGRAV -- это SMBH inspirals. А по неофициальной -- каких только теорий он не подтвердил. Включая инфляцию. Особенно инфляцию. Так что это очень спорное утверждение, что это эксклюзивное предсказание ТПВ. Пока что я наблюдаю такую картину: все наблюдения, которые согласуются хоть как-то (хотя бы на уровне ошибок) с ТПВ -- те НГ гребет под себя. Те что не согласуются -- те не гребет. Я согласен в целом, что всего не охватишь. Но, по-моему, если вы претендуете на построение теории образования Вселенной, то вы обязаны объяснять проихождение каких-то основных явлениий или объектов, которые в этой Вселенной наблюдаются. Крупномасштабная Структура как раз является таким объектом.
Кирпань Николай
8 часов назад
-
1
+
Долго не понимал кто удалил "удаленного" докладчика...
Юрий Багов
11 часов назад
-
0
+
Ну вот, еще доказательств в виде невращающихся реликтовых чд подвезли. ЧД в ядрах галактик вообще не должны вращаться, так как они вообще могут быть из нулевого цикла. Ну а насчет массы гравволн очевидное слабоумие - у фотона она массу покоя тоже найдет?
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно