15 июля
Анна Новиковская
1 214

Насекомые заботятся о своем потомстве уже 160 миллионов лет

3.0

Хотя обычно насекомые не ассоциируются в нашем сознании с понятием «заботливый родитель», команда китайских палеонтологов обнаружила доказательства заботы о потомстве у юрских водяных клопов.

Дно доисторического водоема: самки древних водяных клопов плавают с яйцами, прикрепленными к их ногам / © 10.1098/rspb.2022.0447

Хотя каждому из нас известны насекомые, проявляющие заботу о потомстве — муравьи и пчелы, — обычно шестиногие букашки кажутся нам довольно беззаботными родителями, которые в лучшем случае просто оставляют яйца в подходящем месте. Лишь немногим знакомы, скажем, клопы-хищнецы, самцы которых агрессивно защищают кладки яиц от чужаков, или эмбии, у которых самки оберегают потомство от не чурающихся каннибализма отцов.

По-видимому, родительская забота у насекомых имеет древние эволюционные корни, но найти доказательства такому поведению довольно сложно. К счастью, группе китайских ученых повезло: в их руки попали сразу несколько образцов древних водяных клопов, возраст которых составил почти 163,5 миллиона лет, — и все оказались самками, заботящимися об отложенных яйцах.

Находка была сделана на северо-востоке Китая и представляет собой 30 образцов водяных клопов вида Karataviella popovi (названного китайскими учеными в честь советского и российского палеоэнтомолога Юрия Александровича Попова). У каждого из обнаруженных насекомых на средней левой ноге располагалась аккуратная кладка яиц, в которой яйца лежали рядами по шесть-семь штук, формируя гроздь.

Предположительно, самки клопов добивались такого расположения, подгибая ногу под брюшко и последовательно укладывая яйца на слизевую «подушку». Во время плавания вода свободно обтекала всю кладку, снабжая развивающихся детенышей кислородом, но для удержания равновесия клопу, вероятно, приходилось активнее грести незанятой яйцами правой средней ногой.

Среди современных водяных клопов тоже немало заботливых родителей: например, у этого вида самка откладывает яйца на спинку самца, и тот носит детенышей до вылупления / © ru.wikipedia.org

Таким образом, уже в середине юрского периода среди насекомых были заботливые родители, которые применяли необычную стратегию заботы о потомстве, ведь подобные ассиметричные кладки только на одной ноге не встречаются ни у какого другого вида вымерших или существующих насекомых. Вероятно, поведение Karataviella popovi было лишь «пробным выстрелом» в эволюции заботливых насекомых-родителей, и в дальнейшем водяные клопы перешли к формированию симметричных кладок на обеих ногах или на спинке клопа-отца, что оказалось намного выгоднее с гидродинамической точки зрения.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B.