• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
Позавчера, 15:08
Александр Березин
62
2 186

«Вместе на Марс»: реален ли совместный полет России и США на четвертую планету?

5.5

Спецпредставитель президента Кирилл Дмитриев, ранее уже приложивший руку к серьезному научно-техническому прорыву, говорит, что вскоре встретится с Илоном Маском для обсуждения совместных полетов на Марс. Есть две проблемы. Во-первых, России сегодня нечего предложить для участия в таком проекте. Если очень постараться, это можно поправить — но за много лет. Во-вторых, сам план Маска имеет пару довольно слабых мест. Состоится ли совместный полет, или все так и останется словами?

Недавнее заявление Илона Маска о запуске в конце 2026 года Starship к Марсу весьма оптимистично. Еще оптимистичнее его надежды на запуск туда человека в 2029-2031 годах. Однако Россия, кажется, уже готова поучаствовать в таком полете. Или нет? / © Leonardo AI

Восемнадцатого марта 2025 года произошло знаковое событие. Кирилл Дмитриев, глава Российского фонда прямых инвестиций и спецпредставитель президента, сообщил, что планирует переговоры с главой SpaceX по поводу российского участия в полете к Марсу:

«Будут обсуждения с Маском, в ближайшее уже время. И мы считаем, что Маск уникальный лидер, нацеленный на то, чтобы человечество вместе двигалось вперед. Он, безусловно, один из величайших лидеров современности».

Ключевое значение этих слов не в том, что Кремль хочет сотрудничества со SpaceX в полете на Марс. Это, как мы покажем ниже, вообще не удивительно. По-настоящему интригует именно кардинальная смена риторики в отношении главы этой компании.

Ведь не так давно глава «Роскосмоса» заявлял:

«Рассказы про колонизацию Марса — это для малограмотных энтузиастов космоса [так в оригинале. — NS]… Люди технические [так в оригинале. — NS] понимают, что это абсолютный абсурд». В другой раз он выражал протест против «вот этого ребячьего восторга этих сект свидетелей илоновых» и говорил, что Илон Маск «это человек полностью ориентированный не на Марс. Он туда не собирается точно».

Ни одно из заявлений Дмитриева за все время его работы не было таким неожиданным, как это. Впрочем, нельзя сказать, чтобы он раньше не участвовал в крупных событиях, достаточно вспомнить финансирование его фондом разработки вакцины «Спутник» / © Wikimedia Commons

«Роскосмосом» теперь руководит совсем другой человек. А тут еще и представитель президента внезапно заговорил как глава «сект свидетелей илоновых». Причем Дмитриев перековался так не один: он уже обсудил сотрудничество по «абсолютному абсурду» (полету на Марс) с новым главой «Роскосмоса».

Всего год назад такой пост в телеграм-канале спецпредставителя президента было невозможно представить. Но получится ли что-то реальное из всех этих благих намерений? / © Кирилл Дмитриев

Что вообще происходит? Откуда вдруг такая неожиданная смена позиции представителей Кремля?

Дмитриев начал говорить на эту тему после недавнего твита Маска. Тот заявил, что в конце 2026 года к четвертой планете отправится Starship с роботом-гуманоидом Optimus. И если все пройдет нормально, в 2029 году, в следующее пусковое окно к Марсу, туда полетят и люди. Правда, он добавил: «Хотя 2031 год в этом смысле вероятнее».

В тексте ниже мы ответим на два ключевых вопроса. Первый: что не так с планами Маска по полету на Марс? Второй: что не так с планами России присоединиться к этому полету?

Замок на песке

Начнем с факта: в 2029 году успешный полет человека к Марсу состояться едва ли может. Чтобы лучше понять почему, нам нужно вникнуть в то, как летают ракеты.

Возьмем лучшую серийную земную ракету 2025 года — Falcon 9. Масса без топлива и полезной нагрузки — 29,5 тонны. Полезной нагрузки — 17 тонн. Топлива — 503 тонны. Топливо при этом составляет 96,83% массы. Очень похожие пропорции у Starship.

Глядя на эти цифры ясно: если мы зашвырнем ракетой на Марс несколько человек, то для подъема с его поверхности им понадобится очень много топлива. Чтобы просто взлететь, нужно несколько сотен тонн. А вернуться на Землю — полторы тысячи тонн как минимум.

На Марсе топливо пока не производят. Доставить полторы тысячи тонн с Земли теоретически можно: отправить на Марс еще несколько Starship, благо у них полезная нагрузка не ниже 200 тонн.

Но на практике такая операция очень сомнительна. Перекачивать жидкий метан и кислород без специальных теплоизолированных трубопроводов малореально. Прокладывать такие трубопроводы между несколькими севшими Starship-танкерами и стоящим рядом с ними Starship с космонавтами — занятие рискованное и сложное.

Поэтому замысел у SpaceX другой: космонавты должны высадиться на Марсе и тут же организовать производство топлива на месте. За два года между полетными окнами они наработают столько жидкого СН4 и О2, что заправят себя сами и улетят домой.

Химический реактор для процесса Сабатье (наработки метана из СО2 и воды) может быть довольно компактным. Этот проект предполагал размещение одной такой в обычном морском контейнере. Но если мы хотим, чтобы система производила до тысячи тонн топлива в год, ей придется стать куда больше и массивнее / © Wikimedia Commons

Казалось бы, что может пойти не так? В общем-то, все.

Несколько лет назад Naked Science уже подробно разбирал главное узкое место этого плана: энергия. Для наработки 1500 тонн топлива за пару лет нужно либо иметь постоянно включенный источник электричества больше чем на мегаватт, либо солнечные батареи мощностью в пару мегаватт (чтобы компенсировать то, что ночью они не работают).

Допустим, солнечная электростанция такой мощности с трудом влезет в еще один-два грузовых Starship. Но к ней придется приложить еще один грузовой Starship с литиевыми батареями типа Tesla Megapack — только специально облегченных для космоса. Если этого не сделать, то химические реакторы по наработке метана не смогут работать 24 часа в сутки и будут активны только днем, 12 часов в сутки. Соответственно, их придется сделать в два раза больше и тяжелее, иначе они не успеют наработать тот же объем топлива в срок.

Итого: для возврата людей с Красной планеты SpaceX придется сперва привезти туда один-два грузовых корабля с солнечной электростанцией. Потом еще один — с батареями. Еще один — с химическим оборудованием для наработки топлива. Только потом прилетит пассажирский корабль, чьи обитатели должны будут разгрузить, собрать и установить:

  • Электростанцию мегаваттного класса.
  • Энергонакопительную станцию того же класса.
  • Химический и криогенный заводы по наработке топлива.

Затем газы от него направят в пассажирский Starship, из которого, кстати, их придется больше года слегка стравливать. Потому что иначе за время ожидания они там испарятся и создадут слишком высокое давление в баках.

Любой, кто видел, как на Земле выглядит строительство электростанций и химических заводов, уже широко улыбается. Это потому, что они представляют: речь об огромном объеме работы, который потребует месяцы. И в ходе которого, как известно из земного опыта, какие-то важные запчасти обязательно уронят, отчего они непременно захотят отказать в работе.

А те, кто знает, как выглядит физическая работа во внекорабельном космическом скафандре, тревожно молчат. Нехватка энтузиазма у последних понятна: такой скафандр весит минимум 110 килограммов и серьезно ограничивает движения рук и ног. Собирать в таком заводы и электростанции на Марсе — титанический подвиг.

Знание особенностей четвертой планеты подбрасывает дополнительные элементы в это уравнение. Там регулярно бывают глобальные пылевые бури. После них солнечные батареи покрывает плотный слой пыли, из-за чего уже приказал долго жить не один земной автомат, посланный на эту планету.

Что будет, когда пыль покроет солнечные батареи? Вариант робота-очистителя лучше не предлагать. Они не очень справляются с задачей очистки панелей даже на Земле, где их можно чистить автоматическими водоразбрызгивателями. На Красной планете такой вариант закрыт, потому что вода там не сможет быть жидкой.

Очевидно, очищать панели полезут все те же люди в 110-килограммовых скафандрах. Быстро ли они очистят 240 тысяч квадратных метров фотоэлементов?

Чтобы более выпукло представить себе ответ на последний вопрос, напомним: во время высадок на Луну космонавты не смогли отчистить от местной пыли даже свои скафандры и себя. Не смогли, хотя пытались. Все потому, что пыль реголита очень мелкая, а влажность в таких местах — около нуля. Сухие мелкие частицы за счет электростатики хорошо прилипают, но очень плохо отлипают. На снимках внутри лунного посадочного модуля прекрасно видны грязные панели, грязные скафандры и немногим более чистые лица космонавтов.

14 декабря 1972 года, Юджин Сернан после выхода на лунную поверхность. Пыль на нем самом, пыль на скафандре, пыль на панелях внутренней обшивки, глаза слезятся от все той же пыли / © Wikimedia Commons

А ведь они сделали всего два выхода наружу — и на Луне при этом случилось ноль пылевых бурь. В каком виде будут Масковы покорители Марса после попытки очистить солнечные батареи от последствий бури? Это неизвестно. Зато почти наверняка можно сказать, что отчистить от пыли самих себя дочиста они точно не смогут.

Строить расчеты на том, что все это титаническое строительство силами людей в 110-килограммовых утяжелителях сработает безупречно и с первого раза, — утопия. Даже если мы заставим космонавтов в скафандрах построить нужные электростанцию и химзавод где-нибудь в земной Атакаме, это никак не станет гарантией успеха на другой планете.

Напомним факт: в 1969-1972 годах у американских космонавтов скафандры начинали понемногу травить воздух после первого же выхода. Потому что пыль на застежках не давала закрыть их нормально. С лунным реголитом у людей опыт есть, он неплохо изучен в земных лабораториях. Но марсианский никто на нашу планету пока не доставлял, поэтому прямо скажем: неизвестно, как он поведет себя со скафандрами.

Подытожим: в текущем виде план Маска по полету на Марс — замок на песке. По крайней мере, на первый взгляд.

Зачем Дмитриев хочет участия России в строительстве марсианских замков?

Вряд ли то, что мы описали выше, полностью неизвестно Кириллу Дмитриеву. Или Владимиру Путину, еще в 2017 году высказавшему интерес к «совместному с американскими партнерами изучению Марса к 2030 году». Почему, несмотря на это, Дмитриев предлагает SpaceX сотрудничество с нашей страной?

Если он верит в высадку США на Марсе в ближайшие 10-12 лет, то логика его предложения в том, что Россия, в теории, может закрыть два самых узких места марсианской экспедиции Илона Маска.

Вспомним само заявление российского госслужащего в контексте идеи «Вместе на Марс»:

«Безусловно, „Росатом” здесь может играть большую роль».

Какую? Догадаться несложно: речь об атомном реакторе для Красной планеты. Если проектировать его здраво, то АЭС для Марса на 2-3 мегаватта может уложиться буквально в полсотни тонн, от силы — в сотню. «Росатом» в состоянии построить и испытать ее за 8-10 лет.

Конечно, ни в 2029-м, ни в 2031 году такой реактор у него готов не будет. Это очень сложная задача. Предстоит создать газовую турбину, работающую в довольно необычных параметрах. Реакторная часть тоже будет весьма непростой (логична была бы версия советского проекта «Атомовоз», только в три раза слабее). Но Дмитриев вряд ли ожидает полета Starship c людьми на борту в 2029-2031 годах. Уж очень они близко, и слишком уж много работы надо сделать для того, чтобы он стал реальностью.

Во-вторых, Россия может предложить Маску внекорабельные скафандры. С этим у США беда: скафандры, оставшиеся от эры шаттлов, очень стары и изношены. Отчего космонавтов, отваживающихся использовать их на МКС, периодически заливает вода из системы охлаждения. В результате они рискуют захлебнуться насмерть. Ясно, что никакого желания лететь в таком на Марс ни у кого нет. Компания Axiom пытается создать новые скафандры, но успехи там пока не то чтобы бросались в глаза.

Слева: скафандр из черновых проработок NASA от 2019 года, показанный тогда же публично / © Контакт подъема

SpaceX ведет разработку своих внекорабельных скафандров. И в прошлом году Джаред Айзексон — будущий глава NASA — даже рискнул высунуться в таком из люка космического корабля Crew Dragon. Проблема в том, что пока космический скафандр SpaceX спроектирован плохо, как скафандр Леонова из 1960-х. На видео хорошо заметно, что конечности Айзексон сгибать не смог.

Как бы новый скафандр AxEMU из 2024 года. Если мысленно поменять цвет скафандра в районе рук и нагрудной трапеции, то легко заметить его сходство с фото 2019 года. Пока скафандры так и не прошли ни окончательного утверждения дизайна, ни испытаний с системой жизнеобеспечения. Когда они будут готовы — совершенно неясно. Как неясен их ресурс и подвижность астронавта в нем / © Контакт подъема

Компания, несомненно, справится с доводкой скафандра до нормального, но это займет несколько лет. То есть пока Москва может предложить Маску то, чего у него нет. И это предложение актуальнее всего даже не столько для Марса, сколько для Луны: SpaceX должна вернуть туда космонавтов в ближайшие пару лет. И с ракетной точки зрения она справится — но что толку в полете на Селену, если вы не сможете выйти из корабля из-за отсутствия рабочего скафандра?

Российский внекорабельный скафандр «Орлан» конструктивно — вариант советского «Кречета», созданного для королёвской лунной программы. То есть поддержать возвращение американцев на Луну он может. После перепроектирования системы отдачи тепла он будет вполне пригоден и для Марса.

Скафандр SpaceX, в отличие от AxEMU, хотя бы реально есть. Но на этом его плюсы и заканчиваются: Джаред Айзексон на фото так и проторчал по пояс в люке Crew Dragon весь «выход в открытый космос». Причина не в том, что он трус, побоявшийся покинуть корабль. Просто скафандр SpaceX технически недалеко ушел от скафандра Леонова. А тот, напомним, едва не погиб в космосе из-за ограниченной подвижности своего костюма. Леонов интенсивно готовился к выходу, месяцами выжимая эспандер на 90 килограмм, что очень неплохо даже для тяжелоатлета. Но толку чуть: ему пришлось стравливать газы из скафандра, чтобы тот оказывал меньше сопротивления движениям, иначе вернуться в корабль не вышло бы / © SpaceX

Конечно, Дмитриев мог предварительно пообщаться с работниками «Роскосмоса». Если они были достаточно убедительны, в этом случае он разделяет веру многих из них в то, что ни на какой Марс в обозримом будущем американцы не полетят.

В этом случае смысл его предложений еще прозрачнее. Предлагать американцам можно что угодно — хоть реактор со скафандром, хоть кольцо всевластья. А когда они не справятся со своей «ракетной» частью, мы просто встанем и, как в анекдоте, скажем: вот видите, мы-то свою часть сделали, а вы — сорвали миссию. Давайте снова просто летать к орбитальной станции, а?

Что будет на самом деле

В изложенном выше сценарии есть нюанс. Дело в том, что идеи Маска уже много раз казались «Роскосмосу» «абсолютным абсурдом», который в принципе нельзя реализовать. В 2014-2015 году ни один специалист «Роскосмоса», с которыми мне пришлось контактировать, не сказал ничего положительного о посадках Falcon 9 на хвост. Напротив, все утверждали, что это экономическая бессмыслица. Сходное отношение было у тех сотрудников NASA, что уже вышли в отставку и могли себе позволить честно высказывать свое мнение.

В 2015 году попытки SpaceX сажать первые ступени Falcon 9 на хвост для повторного использования в «Роскосмос» и NASA оценивали единодушно: как блажь главного инженера SpaceX. Скепсис вроде бы понятен: как известно, у Илона Маска нет формального технического образования / © Говорит Москва

Хор специалистов был настолько единодушным, что в российских СМИ тогда были лишь единичные публикации, выражавшие уверенность в том, что у Маска получится выдавить «Роскосмос» с рынка коммерческих запусков за счет многоразовости.

Сегодня SpaceX на основе этой «экономической бессмыслицы» запускает 90 процентов всех грузов, которые земляне выводят в космос. Американская компания в прошлом году вывела в космос 1860 тонн грузов, а «Роскосмос» — лишь 76 тонн, в десятки раз меньше. А Россия надеется к концу 2020-х построить клон его «экономически нецелесообразной» ракеты (проект «Союз-7»).

Для обучаемого человека в этой истории есть мораль. Она в том, что если что-то в планах SpaceX кажется российским специалистам по космосу невозможным, то в итоге окажется, что проблема была не столько в SpaceX, сколько в российских специалистах по космосу. Впрочем, дело тут не в их национальности: специалисты из NASA в ту пору говорили ровно то же самое — и ровно так же ошиблись.

Что это значит применительно к марсианскому проекту Илона Маска? Минимально внимательный анализ показывает, что для полета Starship на Марс и обратно с людьми совсем не обязательно добывать там все топливо, нужное на обратную дорогу. Технически проще всего следующий вариант.

Сперва экспедиция прибывает на планеты и работает там два года между полетными окнами (такие окна возникают, когда Марс и Земля «выстраиваются» друг напротив друга). За это время космонавты успеют исследовать все окрестности точки высадки, найти водный лед, научиться получать из него и местной атмосферы кислород и метан на пилотной установке умеренной мощности. Строить полноразмерный крупный завод не надо, поскольку на обратную дорогу топливо можно получить иначе.

Затем, через два года, на орбиту Марса прибудут две группы беспилотных Starship. Чисто грузовые корабли из одной группы заправят топливом «до упора» один пилотируемый корабль. После чего он сядет на планету, рядом с точкой высадки экспедиции.

Посадка на Марс требует намного меньше топлива, чем полет туда плюс посадка. Поэтому у севшего корабля будет не менее 500 тонн топлива в баках. Этого хватит, чтобы космонавты (с образцами марсианского грунта) перешли на этот корабль и взлетели на нем на околомарсианскую орбиту.

Здесь их будет поджидать уже вторая группа грузовых кораблей. Они довезут до окрестностей Красной планеты по 200 тонн полезной нагрузки (топлива). И после нескольких дозаправок от них Starship с людьми отправится обратно — на Землю.

Оптимистичные картины первой базы на Марсе могут выглядеть впечатляюще. Но полагаться на успешную добычу топлива на планете до того, как туда ступит нога человека, нет никакого смысла: что если наработка метана пойдет не так? / © X

Эта схема требует доставки на околомарсианскую орбиту не менее чем дюжины кораблей, из которых один должен быть пилотируемым (то есть иметь системы жизнеобеспечения). Грузовой Starship сам по себе не дороже 200 миллионов долларов, то есть траты на дополнительную дюжину кораблей будут около трех миллиардов долларов.

Цифра выглядит внушительно, но, во-первых, она не особенно велика. Это годовой бюджет гражданской части «Роскосмоса», и меньше, чем США обошелся марсоход Curiosity. С точки зрения американской экономики и бюджета — копейки, NASA на полеты к МКС в год столько тратит.

Во-вторых, в этой схеме не требуется доставка на Марс отдельными грузовыми кораблями электростанции, а другим — химических реакторов для наработки топлива. Ясно, что и такую станцию, и химическое оборудование придется разрабатывать для миссии с нуля. Отчего сперва они будут в единственном экземпляре, то есть весьма дороги. Получается, вариант «добыть топливо на Марсе» будет еще и дороже, чем вариант «привезти топливо на обратную дорогу с Земли».

Мог ли Маск не подумать об этом? Очень сомнительно: в мире сегодня нет человека, думающего о марсианской экспедиции больше главного инженера SpaceX. Почему же он молчит о таком варианте?

Зачем SpaceX варит кашу из топора

Представим, что вам нужно сделать важное дело, но общественная среда, в которой вы живете, не считает, что это дело вообще необходимо. Так когда-то было у Сергея Королева: он хотел летать в космос, а советское руководство совсем не понимало, зачем бы это нужно. Зато оно понимало, зачем нужны баллистические ракеты с ядерными боеголовками.

Тогда Королев начал разрабатывать ракету на кислородно-керосиновом топливе, рассказывая технически наивным партработникам, что такие хорошо подходят для ядерных ударов. Реальность была иной: для атомной войны идеально подходили ракеты на токсичном топливе НДМГ + АТ (их разработку Королев вывел в отдельное КБ, Янгеля).

А кислород-керосин годился для людей. Доведя свой кислород-керосиновый проект до готовности к полетам раньше, чем НДМГ + АТ, Королев предложил руководству заполнить паузу между испытаниями боевой версии Р-7 космическим полетом сделанного «на коленке» (Королев так и сказал) «Спутника-1». Руководство не особо вникало во все эти спутники, поэтому в СССР пуск прошел без особых фанфар, говоря сдержанно.

Типичные передовицы западных газет на следующий день после запуска «Спутника-1» / © Wikimedia Commons

На следующий день в западных СМИ разразилась буря. Хрущев мог не понимать, зачем нужен космос, но он понимал, что такое пропаганда. Так что деньги в гражданские полеты хлынули небольшой, но рекой — что и начало космическую эру в мире и нашей стране.

А вот так выглядели в тот же день, 5 октября 1957 года, передовицы советских газет. Легко видеть, что западные издания уделили событию заметно большую часть своих первых полос. Впрочем, не только первых. Советские газеты вышли с таким же обилием материалов о запуске только 6 октября, когда реакция Запада дала партийному руководству более ясное представление о масштабе события, исторический смысл которого в КПСС до запуска просто не понимали / © Wikimedia Commons

Вернемся в наши дни, к Маску. Он хочет создать на Марсе самоподдерживающуюся колонию. Или, как бизнесмен заявил в недавнем интервью, «цивилизацию». Ясно, что для этого нужно привлечь какой-то яркой историей много добровольцев. И еще для этого надо с самого начала создать повод для колонизации.

В сценарии наработки топлива для возврата на самой четвертой планете, получается, что полет туда «для флаговтыка», типа того, который американские политики в 1969 году оплатили до Луны, технически невозможен.

При той концепции, что сейчас публично продвигает Маск, любой полет на Марс автоматически создает там долгосрочную базу. Потому что группа людей, построившая на чужой планете электростанцию и химзавод — это и есть такая база, даже если их всего человек десять.

А когда вы с первым же полетом куда-то создали там базу, то сразу возникает мощный медийный повод сделать ее колонией. Ведь что будет с электростанцией — все равно, атомной или солнечной, если ее оставить без людей на пару лет? Все верно: марсианский песок покроет солнечные батареи или системы охлаждения АЭС. И запустить все это снова будет очень-очень сложно.

Куда логичнее через два года отправить на смену первой экспедиции вторую. Она займется ремонтом и поддержанием в рабочем состоянии и энергетики, и промышленности местной мини-колонии. Мол, не пропадать же добру.

Российский проект ядерного космического буксира, о котором много лет говорят в СМИ. Как мы уже писали ранее, он непригоден для пилотируемых полетов в силу малой мощности. Но и реактор для Марса из него напрямую не получить: совсем другая ситуация с отводом тепла, да и класс электрической мощности другой / © Wikimedia Commons

Средний современный политик ничуть не умнее Хрущева: зачем летать на Марс, он все так же не знает. Зато он любит материальные ценности и очень неохотно расстается с ними. Сказать ему: «Ну что же нам теперь, бросать там завод и электростанцию» — то же самое, что сказать старухе из русской народной сказки, что сейчас ты научишь ее варить кашу из топора.

Сделать так — значит нанести удар в его самое слабое место. Именно туда и целит Маск со своей концепцией «добудем топливо для возврата на Землю на самом Марсе».

Конечно, будучи технически знающим человеком, глава SpaceX практически наверняка готовит и план «Б». На тот случай, если скафандры, как и в лунных экспедициях, начнут травить воздух или если вырубка льда из-под песка для наработки топлива не заладится по другим причинам. В плане «Б» он, возможно, предусмотрел подготовку дюжины дополнительных Starship для отправки их через два года «в рамках миссии спасения», застрявших на Красной планете космонавтов.

Это будет весьма медийная история: реалити-шоу, где ставкой в глазах технически наивной публики будет человеческая жизнь. Куда там «Игре в кальмара». Как раз то, что нужно Маску для привлечения максимального интереса к постоянно обитаемой колонии на другой планете.

Что это значит для инициативы Кирилла Дмитриева

Описанное выше означает: то, что кажется Дмитриеву беспроигрышным предложением, в действительности может дать совсем не те результаты, на которые он рассчитывает.

Ведь как это предложение видят в «Роскосмосе» сейчас? Там никто не скрывает, что считают полет к Марсу просто пустым сотрясением воздуха. Вот свежая цитата производителя российских космических скафандров от 18 марта 2025 года:

«Я не думаю, что они [США] в обозримом будущем полетят на Марс».

Это слова не абы кого, а администратора, чье учреждение, по идее, должно разрабатывать тот самый скафандр для Марса, который Дмитриев и Кремль, вероятно, могут предложить Маску для сотрудничества в марсианском проекте. Как такое явно ошибочное мнение повлияет на шансы российской стороны создать модификацию скафандра вовремя?

Для Сергея Позднякова, главы госконторы, которая делает наши скафандры, все просто и понятно: США в обозримом будущем на Марс не полетят. Похоже, опыт прошлых неверных прогнозов по SpaceX пока мало чему научил российскую космическую отрасль и ее поставщиков / © РИА Новости

Ответ очевиден: негативно. А модификация потребуется серьезная. Ведь сейчас российские «Орланы» вовсе не предназначены для частого использования: 15 выходов наружу и все, их списывают. Оно и логично: космонавты на МКС выходят в космос очень редко, для них это целое событие.

А вот для марсианских скафандров все будет строго наоборот: они будут выходить наружу каждый день, потому что у Маска задач для них до небес. То пилотную установку получения топлива заправь, то новое месторождения льда найди, то привези его оттуда, то почини марсомобиль, то очисти электростанцию от поднятой пыли. Только успевай поворачиваться.

Аналогичная история — с «Росатомом». Тот ведь не в пустоте будет делать свой реактор: сперва он спросит у специалистов («Роскосмоса»), к какому году он должен быть готов. Там, с высокой вероятностью, ответят точно так, как глава скафандростроителей выше. Да, его НПП «Звезда» не входит в «Роскосмос», но в кулуарных разговорах сотрудники «Роскосмоса» в норме до сих пор отвечает так же.

Получив такую ориентировку, «Росатом» вряд ли будет слишком уж торопиться с реактором для Марса.

В итоге может получиться так, что мы предложим Маску скафандры и реактор. Но к моменту, когда он соберется лететь на четвертую планету, у нас их в готовом виде все еще не будет (особенно вероятно это для реактора).

Скриншот из американской прессы за 17 марта 2025 года. В полет на Марс в обозримом будущем не верит не только Поздняков или большинство работников «Роскосмоса» (или НАСА), но и бывшие астронавты. Если брать действующих астронавтов NASA, то почти все они разделяют эти заблуждения. В случае, если Маска в ближайшие 10-12 лет не убьют или не посадят, жизнь существенно скорректирует их взгляды / © The Hill

С технической точки зрения наиболее вероятные годы первого полета людей на Марс — между 2031 и 2035 годами. И можно уже сейчас уверенно сказать, что создать и отладить «марсианский реактор» к 2031 году у «Росатома» не выйдет. Не потому, что он плохо работает, а потому, что разработка и испытания принципиально нового реактора в шесть лет не уложатся.

Если его сделают за восемь лет — разработчикам надо будет ставить памятники при жизни. Если за десять лет — вручать госнаграды.

С учетом всего этого попробуем представить себе 2031 год. Мы договорились с США лететь на Марс в американском корабле Starship, выводимом в космос системой Starship и дозаправляемой на околоземной орбите другими Starship.

Скафандр российской разработки для Марса у нас, может, и есть. Но к 2031 году рабочий скафандр будет и у SpaceX — просто потому, что для этой компании шесть лет огромный срок, там действуют быстро. Достаточно вспомнить, что шесть лет назад у нее было ноль пилотируемых кораблей, а сейчас она в год выводит в космос больше людей, чем любой другой игрок на планете.

Но никакого реактора США мы в этот момент представить не можем. Космический реактор для «ядерного буксира» (об ограниченных перспективах которого мы писали здесь) для Марса не подойдет: он будет слишком массивным (газовый первый контур плюс закрытый газотурбинный цикл). Да и его ведь в испытанном на орбите виде у нас пока нет.

В такой ситуации то, что сейчас выглядит для Дмитриева как хорошая политика и хороший пиар, может оказаться политическим и пиар-ударом. У американцев все будет готово, а мы выступим в роли тех, кто сорвал сроки полета на Красную планету.

Удастся ли нашей стране избежать такого сценария? Ответ на этот вопрос совсем не очевиден.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 10:00
Михаил Орлов

Крупные современные города России — продукт своеобразной эволюции. Их морфология может сочетать историческую застройку, советское наследие и здания времен рыночной экономики. Авторы новой статьи — ученые из ВШЭ и Института географии РАН — заинтересовались, насколько российские города соответствуют современной концепции 15-минутного города. Она описывает доступность инфраструктуры для жителей: могут ли те самостоятельно добраться (пешком или на велосипеде) до школ, больниц, театров и других необходимых заведений за четверть часа.

4 часа назад
ПНИПУ

Одна из главных задач для нефтегазовой отрасли России — повышение эффективности добычи. Крупные месторождения истощаются, доля трудноизвлекаемых запасов растет, поэтому важно изучать факторы, влияющие на степень извлечения углеводородов из недр. Существующие методы оценки эффективности добычи недостаточно точны, поскольку в них есть параметры, определение которых носит субъективный характер. Ученые Пермского Политеха предложили новый метод оценки эффективности выработки запасов нефти, основанный на более точных показателях. Его использование позволит выявить наилучшие условия для добычи.  

Вчера, 14:38
ФизТех

Российские ученые совместно с коллегами из Международного физического центра Доностии (DIPC) совершили значительный прорыв в области материалов с топологическими свойствами. Им удалось создать новый гибридный материал на основе бислоя висмута и семейства материалов MnBi₂Te₄, который обладает уникальными электронными и магнитными свойствами.

Позавчера, 10:00
Михаил Орлов

Крупные современные города России — продукт своеобразной эволюции. Их морфология может сочетать историческую застройку, советское наследие и здания времен рыночной экономики. Авторы новой статьи — ученые из ВШЭ и Института географии РАН — заинтересовались, насколько российские города соответствуют современной концепции 15-минутного города. Она описывает доступность инфраструктуры для жителей: могут ли те самостоятельно добраться (пешком или на велосипеде) до школ, больниц, театров и других необходимых заведений за четверть часа.

22 марта
Михаил Орлов

Прежде чем на Земле появились привычные нам животные, ее населяли «черновики Бога». Это таинственные существа, жившие в эдиакарском периоде и совсем не похожие на своих преемников. В новом исследовании ученые описали 211 окаменелостей мелкой двусторонне-симметричной Parvancorina minchami, найденных у берегов Белого моря. Авторы сумели реконструировать рост и развитие парванкорины, а также оценили продолжительность ее жизни.

18 марта
Илья

Масштабный анализ геномов показал, что вид Homo sapiens возник в результате смешения двух древних популяций. Они разделились полтора миллиона лет назад, а затем воссоединились до расселения по миру.

15 марта
Юлия Трепалина

Когда пара расстается, многие люди продолжают испытывать чувства к своим бывшим. Если разрыв произошел по инициативе другой стороны и отношения длились много лет, полностью «забыть» еще недавно близкого человека может быть непросто. Существует мнение, что и после расставания привязанность к экс-партнерам в какой-то мере сохраняется. Впрочем, согласно другой точке зрения, со временем эта эмоциональная связь ослабевает и утрачивается. Разобраться, как происходит на самом деле и сколько времени может потребоваться на полный эмоциональный разрыв с бывшими возлюбленными, взялись психологи из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне (США).

6 марта
Юлия Трепалина

В двойственных, или обратимых, изображениях зритель может увидеть разные объекты в зависимости от того, на каких деталях концентрируется его внимание. Среди известных примеров таких рисунков — иллюзия «кролик-утка», сочетающая двух животных, и обратимая ваза (или ваза Рубина), которая может казаться двумя силуэтами лиц, если сосредоточиться на фоне. В соцсетях и популярных СМИ часто публикуют подобные картинки, утверждая, что по тому, какое изображение человек видит в первую очередь, можно судить о его личностных чертах и особенностях мышления. Двое психологов из Великобритании недавно проверили, так ли это на самом деле.

18 марта
Илья

Масштабный анализ геномов показал, что вид Homo sapiens возник в результате смешения двух древних популяций. Они разделились полтора миллиона лет назад, а затем воссоединились до расселения по миру.

[miniorange_social_login]

Комментарии

62 Комментариев
Гриня Медведков
1 день назад
-
0
+
Как всегда, очень любопытная статься, спасибо. Александр, а почему вы в тексте астронавтов называете космонавтами? Все-таки речь об американцах.
Дмитрий Филимонов
2 дня назад
-
0
+
Главная и совершенно нерешаемая проблема - суммарная надежность всех систем. Простенький скафандр для МКС сделать никто не может. Утечку на МКС починить никто не может. До Марса долетает половина запускаемого, еще половина успешно садится. Итого четверть. И это с автоматами, без необходимости поддерживать жизненное пространство людей. Про радиацию, топливо, гравитацию, медикаменты, потерю костной и мышечной массы и т.д., и т.п. - про все это даже не говорим! Неужели не очевидно, что даже флаговтыкательная экспедиция потребует столь большого количества различных технических систем и общей массы, такого количества запусков и кораблей, что обеспечить надежность и работоспособность ВСЕГО этого вместе взятого на протяжении длительного срока всей экспедиции лет просто невозможно? Один отказ любой ключевой системы - и всем кирдык. Так что никто никуда не полетит еще очень-очень долго
    Александр Березин
    1 день назад
    -
    2
    +
    Дмитрий, "Главная и совершенно нерешаемая проблема - суммарная надежность всех систем. Простенький скафандр для МКС сделать никто не может." Это не так. Простой и надежный скафандр для МКС сделали задолго до МКС -- таким был еще "Кречет" (ныне "Орлан"). "Утечку на МКС починить никто не может. " А какое отношение это имеет к полету на Марс? Он тоже будет идти более четверти века, как жизненный цикл МКС? "До Марса долетает половина запускаемого, еще половина успешно садится. Итого четверть. И это с автоматами, без необходимости поддерживать жизненное пространство людей." Вероятность посадки с людьми на борту растет -- см. высадку американцев на Луне, когда неверные решения автоматики были парированы людьми. " Про радиацию, топливо, гравитацию, медикаменты, потерю костной и мышечной массы и т.д., и т.п. - про все это даже не говорим!" И правильно делаем. Ведь радиация вообще не проблема: https://naked-science.ru/article/nakedscience/mask-umret-na-puti-k-mars , а потеря костной и мышечной массы при полете к Марсу будет не сильнее, чем за 437 суток на орбите (благо полет туда и обратно короче), которые люди уже осиливали. "Неужели не очевидно, что даже флаговтыкательная экспедиция потребует столь большого количества различных технических систем и общей массы, такого количества запусков и кораблей, что обеспечить надежность и работоспособность ВСЕГО этого вместе взятого на протяжении длительного срока всей экспедиции лет просто невозможно? " Конечно же неочевидно. Благо это вообще не так. "Так что никто никуда не полетит еще очень-очень долго" Так что при живом (и на свободе) Маске люди безусловно полетят на Марс в 2030-х.
    +
      ещё комментарии
      Serg X
      1 день назад
      -
      0
      +
      Березин, "при живом (и на свободе) Маске люди безусловно полетят на Марс в 2030-х" поставите 500$? )))
        Александр Березин
        1 день назад
        -
        0
        +
        Serg, конечно. Если участвуете -- выплаты будете проводить с учетом долларовой инфляции за это время.
          Serg X
          1 день назад
          -
          0
          +
          Березин, возможно поучаствую, когда вы выплатите мне предыдущие проигранные вами 500$ )) И, кстати, как насчет учета долларовой инфляции за просроченные вами 2 с лишним года?
            Александр Березин
            1 день назад
            -
            0
            +
            Serg, не вопрос. Не нервничайте вы так: СВО скоро закончится, после чего перевести мои средства на поддержку ВСУ вы не сможете, после чего средства к вам и придут. Правда, вы разумеется, снова ставить не будете -- это совсем от реальности оторванным надо быть.
              Serg X
              1 день назад
              -
              0
              +
              Березин, я абсолютно спокоен ) Доставляет удовольствие смотреть, как вы собираете все шишки вследствие вами же предложенного пари: - спор проиграли - выставили себя лжецом и мошенником, не вернув деньги (причем, теперь уже публично) - выставили себя клоуном (ибо не смогли придумать ничего менее абсурдного, чем "поддержка всу") - а так же, как и в ваших статьях, бездоказательным фантазером (ибо даже "поддержку всу" отказались хоть как-то аргументировать) - далее - слабаком и трусом, когда под давлением общественности развернулись и превратили свой отказ в отсрочку до окончания сво, "забыв" сообщить об этом мне ) - ну и конечно - мелочным подлецом, когда размахивали банхаммером и терли комментарии об это истории в общем полный набор )) и после всего этого, последним пунктом: - возможно таки все равно придется выплатить проигрыш )))) Знаете, напоминает известный старый анекдот: Попали как-то на остров к людоедам американец, голландец, русский и хохол. Те их поймали и говорят - мы вас съедим, но есть три способа избежать: заплатить 500$, сожрать ведро лука либо поиметь вас всем племенем. - "Окей", сказал американец, и выложил деньги - "Не впервой", сказал голландец, и снял штаны - "Жизнь - боль", сказал русский и сожрал ведро лука "Давайте лук..". с сомнением произнес хохол. Сожрав половину, взвыл что больше не может. Вытерпев половину племени - психанул и с криком "да подавитесь вы своими деньгами!" швырнул 500$ )) Знаете, березин, у меня закрадываются сильные сомнения кто из нас хохол и "донатит ВСУ" )))
                Александр Березин
                1 день назад
                -
                0
                +
                Serg, "- выставили себя клоуном (ибо не смогли придумать ничего менее абсурдного, чем "поддержка всу")" Ваши проукраинские симпатии -- это факт, известный мне из личной переписки с вами довольно давно. И вы прямо сейчас заберете свои слова по лжецу и мошеннику обратно, потому что это прямое оскорбление. Заберете следующим же вашим комментарием.
        Иван Колупаев
        1 день назад
        -
        0
        +
        Serg, по мне так полет людей на Марс если и состоится, то в самом конце 30-х, а до этого еще дожить надо. Впрочем Березин уже начал соломку подкладывать "при живом и на свободе" И тут столько факторов что все не учтешь. Начиная от геополитики и мировых кризисов заканчивая изменениями что внесет развитый ИИ если будет создан.
          Serg X
          1 день назад
          -
          0
          +
          Иван, как показывает практика, он и без всяких соломок может просто не платить )
            Иван Колупаев
            1 день назад
            -
            0
            +
            Serg, ну если верить его же прогнозу сво закончится уже в этом году так что недолго осталось )) я в этом прогнозе сомневаюсь и прогнозы Березина по сво вообще мало сбывались, но поглядим. Если верит своим же словам то должен уже начать откладывать депозит "на проспорил".
              Serg X
              1 день назад
              -
              -1
              +
              И., а какие его прогнозы сбываются вообще? )) Все его воззрения об сво укладываются в словосочетание "квасной патриотизм". А статьи на военно-техническую тематику без смеха невозможно читать ) Слава богу он кажется перестал их писать в последнее время.
                Александр Березин
                1 день назад
                -
                0
                +
                " а какие его прогнозы сбываются вообще? ))" Простите, то есть вы пишете комментарии под текстами человека, которого не читаете? А, да, вы же Рогозин под псевдонимом. Либо умственно равнозначное ему лицо. Простите, я забыл.
                Иван Колупаев
                1 день назад
                -
                0
                +
                Александр, хорошо что Рогозин вас не читает )) а то ведь это прямое оскорбление а возможностей потребовать сатисфакции у него побольше будет.
                Александр Березин
                1 день назад
                -
                0
                +
                А в чем именно я его напрямую оскорбил, процитируйте, пожалуйста?
                Иван Колупаев
                22 часа назад
                -
                0
                +
                А., а не напрямую?
                Александр Березин
                22 часа назад
                -
                0
                +
                При большом желании можно сказать, что не напрямую я оскорбил его тем, что опознал в одном из комментаторов. Но поскольку и сам комментатор охарактеризован мною посредством опознания в нем Рогозина, в суде дело по такому поводу не выиграть. Поэтому юридически рассуждая я не оскорбил никого.
                Иван Колупаев
                20 часов назад
                -
                0
                +
                Александр, юридически рассуждая и "лжец мошенник" это не оскорбления. Клевета и то если получится доказать что факты (отказ в переводе денежных средств) не соответствуют действительности. Как впрочем и обвинение в "пособничестве ВСУ" которое ни на чем не основано кроме ваших умозаключений. Из предъявленной переписки ничего такого не следует. Так любое мнение не совпадающее с патриотической повесткой можно объявить вражеским. Не счесть сколько раз мне предъявляли "да ты ципсо, либераст, хохол и т.п." стоило лишь усомниться так ли розовы ваши пони 😁
                Александр Березин
                6 часов назад
                -
                0
                +
                ". Как впрочем и обвинение в “пособничестве ВСУ” которое ни на чем не основано кроме ваших умозаключений. Из предъявленной переписки ничего такого не следует" Оно основано на его словах. Из тех переписок, которую он, разумеется, не предъявлял. Я не говорю, что его оскорбления юридически оскорбления. Я лишь говорю, что он за них извинится, или прекратит тут ккоммментировать.
    Serg X
    1 день назад
    -
    0
    +
    Дмитрий, совершенно верно. Причем, даже если суметь, ценой огромных затрат, все это обеспечить, остается фундаментальный вопрос - "зачем?". Воткнуть флаг в рамках соперничества между великими державами, как когда то было с луной? Так то соперничество не идеологическое а практическое, и сфер где остро необходимы сотни миллиардов долларов и без марса полным-полно.
    +
      ещё комментарии
      Вячеслав
      8 часов назад
      -
      0
      +
      Serg, вопрос "зачем"? Представляю картинку. Королев выступает со своим предложением запустить ПС-1 а Хрущев ему : "А зачем?". Полученный эффект от ПС-1 оказался неожиданным и впечатляющим, как и последующее применение спутников. Зачем нужно создание самодостаточного поселения на Марсе? Маск вроде уже не раз заявлял: цель - выживаемость человечества. Где взять средства на это? Ну, самому богатому человеку в мире виднее.Не нам же учить его откуда взять деньги или предрекать разорение. У него не получится? Ну как бы глупо говорить об этом, учитывая, что практически все космические страны пытаются повторить его Falcon-9, а термин "хоппер" вошел космическую терминологию. Помнится, вначале тоже говорили, что у него не получится с повторным использованием первой ступени. И на его стороне создание конвейерного создания ракет и возможность проведения летных испытаний. Вспомним Форда с его переходом на конвейерную сборку: резкое повышение производительности труда и снижение себестоимости конечного продукта. Насчет надежности. Чем надежность многоразового космического корабля будет отличатся от надежности самолета? Кораблю также можно устроить взлетно-посадочные испытания, примерно такие, какие Маск выполняет сейчас.
    Иван Колупаев
    1 день назад
    -
    0
    +
    Дмитрий, трудно но не невозможно. Благо изменения резко меняющие расклад как в ту так и в другую сторону могут случится в считанные годы. Прогресс в робототехнике и создание автономного ИИ способного подменить человека резко ускорит. Война и мировые кризисы замедлят или вовсе перечеркнут.
Serg X
2 дня назад
-
5
+
Автор графоманит, пускаясь в частности, но при этом напрочь упустил суть - эти "предложения" делаются Маску не как бизнесмену или техническому организатору, а как политической фигуре. Фактически сейчас это человек номер 2 в американской политике. И высказываются они не главой роскосмоса или чегото подобного, а переговорщиком от РФ по украине. Цель - попытаться польстить Маску и потрафить самолюбию его и его шефа. Для достижения текущего политического результата. Вот собственно и все. Что там будет в действительности с тем марсом после прекращения войны на украине - никого из серьезных людей в действительности не волнует. Как говорится, или ишак сдохнет или падишах помрет. По поводу марса. "Совместные полеты" там возможны примерно в формате совместных полетов советских и монгольских космонавтов в минувшую эпоху. Расписывать на кучу страниц "две проблемы" не стоило - проблем там на самом деле100500, "две" - это только те что пришли в голову автора. Ну и главное: "Рассказы про колонизацию Марса — это для малограмотных энтузиастов космоса. Люди технические понимают, что это абсолютный абсурд" - мысль абсолютно верная. Причем речь даже не про принципиальную возможность оной "колонизации", а про принципиальную целесообразность.
    Александр Березин
    2 дня назад
    -
    0
    +
    Serg, ". Что там будет в действительности с тем марсом после прекращения войны на украине - никого из серьезных людей в действительности не волнует" Уважаемый Рогозин, перелогиньтесь.
    +
      ещё комментарии
      Serg X
      1 день назад
      -
      0
      +
      Березин, интересно почему именно эта очевиднейшая мысль вызвала у вас возражение.
        Александр Березин
        1 день назад
        -
        0
        +
        Serg, Рогозиным не понять. Можете даже не пытаться.
          Serg X
          1 день назад
          -
          0
          +
          Березин, как и всегда, вы конечно не считаете нужным приводить хоть какие то разумные аргументы в подтверждение ваших фантазий. Впрочем, есть ли у вас выбор
            Александр Березин
            1 день назад
            -
            0
            +
            Serg, уважаемый Рогозин, вам аргументы приводить нет никакого смысла. Они подходят только другим читателям -- но не вам. Обратите внимание: никто кроме вас не спрашивает про этот пункт. Почему? Потому что всем понятно, почему он довольно смешной. А вам непонятно. Следовательно, вы Рогозин или умственно равнозначны ему, эрго, объяснять вам что-либо по этому поводу -- бесполезно.
    Dmitr Sha
    2 дня назад
    -
    0
    +
    Serg, политическая фигура чудненько понимает, что продукция Boston Dynamics не для Марса. Робопсы Unitree класса B2-W это уже другой уровень, но DEEP Robotics из Ханчжоу сотрудничать не хотят. Придётся искать посредников, Рогозин тоже не годится
Anton Khoryukov
2 дня назад
-
0
+
Александр, а можно приблизительно оценить стоимость разработки и производства ядерного реактора для условий Марса?
    Александр Березин
    2 дня назад
    -
    0
    +
    Anton, чтобы это узнать, надо понять, каким путем пойдут его конструкторы -- закрытый турбинный цикл, открытый или вообще Стирлинг. Я мыслей не читаю, поэтому не скажу. Очевидно, что вместе с ценой первого экземпляра и проч. эта цифра вряд ли будет ниже 1 млрд для первого экземпляра. Ну а дальше, конечно, в серии цена упадет. Насколько -- опять-таки, не зная выбранный вариант конструкции, сказать нельзя..
    Вячеслав
    7 часов назад
    -
    -1
    +
    Anton, а чего его оценивать и какие нафиг условия на Марсе, если его просто вписать в одноразовый Старшип. Там просто надо смотреть на вес и габариты. По габаритам туда влезет практически любой ММР. По весу - надо смотреть. Надо уложиться в 200 тонн. Возможно потребуется уменьшать защиту. Для Марса это пока не проблема. Посадил Старшип с ММР подальше от будущего поселения, кабель кинул от него к поселению и готово.
    +
      ещё комментарии
      Александр Березин
      6 часов назад
      -
      0
      +
      Вячеслав, "а чего его оценивать и какие нафиг условия на Марсе, если его просто вписать в одноразовый Старшип" Даже если вы впишите его в одноразовый Старшип он все равно будет реактором для условий Марса, поскольку отвод тепла у него будет наружу, а не внутрь Старшипа. То есть это будет совершенно уникальная система, поскольку отвод тепла градирнями или рекой, как у земных энергетических АЭС, тут явно невозможен.
        Иван Колупаев
        2 часа назад
        -
        0
        +
        Александр, реактор это прекрасно но по факту его нет ни у нас ни у американцев. Так что первые люди на Марсе будут работать с солнечными панелями почти со 100% вероятностью.
          Александр Березин
          2 часа назад
          -
          0
          +
          Иван, "по факту его нет ни у нас ни у американцев. Так что первые люди на Марсе будут работать с солнечными панелями почти со 100% вероятностью." Конечно будут. Но только в одном случае: если возвращаться они будут не на метане, полученном на месте. А по сценарию близкому к тому, что описан в тексте выше. Потому что получить метан с помощью 240к кв. м. солнечных батарей -- это задача типа зеленого перехода. В теории решаемая, но на практике без АЭС -- очень вряд ли.
            Иван Колупаев
            58 минут назад
            -
            0
            +
            Александр, а что собственно не так? Площадь солнечных батарей которые может доставить старшип практически не ограничена. Монтаж их не требует сложной техники а выход из строя какой-то их части не приведет к фатальным последствиям. Неравномерность генерации что мешает зеленому переходу на Земле на Марсе не так актуальна. В конце-концов есть аккумуляторы. И что по этому поводу говорит руководство Спейс Икс и сам Илон Эролович? По мне так лучше грета тунберг в руке чем АЭС которая еще неизвестно когда.
Дмитрий Глебов
2 дня назад
-
2
+
Чет анекдот вспомнился - Проснулся Илья Муромец и видит вокруг - деревья повалены, дома сгорели или догорают, кишки, трупы кругом, возле раскуроченной избушки без курьих ножек лежит стонет баба Яга. - бабушка Яга, милая, да что же это случилось, какой такой супостат на земли наши налетел, какое такое лихо тут пронеслось, только не умирай родная, я сейчас тебе раны перевяжу, пить наверно хочешь. Яга отвечает: - Эх, Ильюшенька, какой же ты добрый, когда трезвый
Дождиков Антон
2 дня назад
-
-2
+
Сроки видятся вполне разумными, если разработка будет вестись с помощью генеративного инженерного ИИ "промежуточного", переходного типа к AGI. Его вполне по силам создать в ближайший год-два. Ну и конечно нужен топ-менеджер типа "Лаврентия Павловича Королева" и большое количество управленцев и инженеров меньшего масштаба для победы над обычным "дегенеративным" интеллектом.
Дождиков Антон
2 дня назад
-
1
+
1. Полет на Марс имеет и геополитическое и стадиальное значение для цивилизации. Ничуть не меньше чем эпоха ВГО. Или экспансия - или большая внутренняя усобица с очевидными перспективами. Маск ошибается лишь в идее создания марсианской цивилизации - полет и экспансия нужны для землян - иначе местные "конкистадоры" друг друга "уконкистадорят". 2. Технически, да, сложно. Видится создание большого буксира с несколькими реакторами и пакетом электроракетных двигателей (тип - не знаю, отдельная теиа). К которому стыкуется несколько "старшипов" - он их тащит на Марс и обратно. Другой вариант "земной" и "марсианский" старшипы в роли челноков и опять же буксир с жилым и грузовым модулями. Третий вариант - лунный старт и промежуточная база на Фобосе-Деймосе с челноками меньшего размера.
    Serjo Djachkowski
    2 дня назад
    -
    0
    +
    Дождико Антон, как вариант оставить один Starship на орбите Марса в одноразовом варианте, а в одном или двух Starshipax сделать их спасательными. Внутри разместить твердотопливные ракету 50-100 тонн которая доставит людей на орбиту и состыкуется с одноразовым Starship 250-300 тонн который доставит и полетит к Земле здесь выйдет на орбиту и к нему пристыкуется Starship с земли и доставит людей вниз. Можно сделать Starship который сядет на Марс и как одноразовый стартовый стол для твердотопливной ракеты. Как игла в яйце.
    +
      ещё комментарии
      Александр Березин
      2 дня назад
      -
      0
      +
      Serjo, кроме технической целесообразности, есть еще практические возможности. Твердотопливную такую ракету кому-то надо создавать, это 10 лет НИОКР, которым никто даже не планирует заниматься. У СпейсИкс и опыта-то такого нет. Что они ради одной первой миссии на такое решатся -- неочевидно.
      Вячеслав
      8 часов назад
      -
      -1
      +
      Serjo, смысл всего этого. Первое : вообще-то пустой ( без полезной нагрузки) Старшип в состоянии взлететь и сесть в нужную точку на Земле ( без выхода на орбиту). Во всяком случае ранее эта возможность упоминалась. Так что с Марса он, возможно, может взлететь и сам, если его заправят Во вторых, кто мешает на орбиту вокруг Марса забросить несколько танкеров или посадить их на Марс. Ну и в конце концов кто мешает посадить на Марс несколько одноразовых Старшипов, который вместе составят завод по выработке кислорода и метана. В одном из них будет ММР типа "Шельфа", в другом, будет производится кислород и водород посредством электролиза марсианской воды( льда), в третьем будет производится метан посредством каталитической реакции Сабатье между водородом и атмосферным углекислым газом. Метан же Маск не с балды выбирал.
    Serg X
    1 день назад
    -
    0
    +
    Дождиков, Значение там только символическое. Технически реализуемо, при желании, еще с 80-х, но для символического значения слишком дорого, а никакого практического смысла нет. От того и не летают.
    Вячеслав
    8 часов назад
    -
    -1
    +
    Дождиков, не надо про "буксир" ради бога. У этого буксира с "электроракетными" двигателями тяга исчисляется не тонна-силами и даже не ньютонами, а миллиньютонами. Он и одного Старшипа будет разгонять уйму времени, если вообще это возможно. Если буксир когда нибудь взлетит, то его лучше использовать для исследования дальних планет. Цитата(РИА Новости) :"Российский ядерный буксир "Нуклон" сможет доставлять 10 тонн груза на Луну за 200 суток, говорится в документах "Роскосмоса", опубликованных на сайте госзакупок." Вот развод, так развод.
+ + + + + | + + + + +
2 дня назад
-
-3
+
Всего 2 проблемы - очередной развод населения обеих стран. Мы, типа, идеологические гиганты воюем друг с другом на гос уровне вот уже века и вдруг проЪЪЪЪзделись и решили, что это вообще не проблема, а Марс это так круто, "что мы вот опять захотели". ISS скоро заменят национальными станциями... А звёзные войны уже так близки... Если только они договорятся эффективно отбирать людей готовых в один конец полететь по методу вот смотрите вам в Америке предлагают или Россия хочет чтобы именно вы... До сих пор есть люди, готовые для антипода отдаться в полном объёме.
    Александр Березин
    2 дня назад
    -
    1
    +
    +, "Если только они договорятся эффективно отбирать людей готовых в один конец полететь по методу вот смотрите вам в Америке предлагают или Россия" Проблем с тем, чтобы найти добровольцев не будет и без международного сотрудничества. Таких очень много.
    +
      ещё комментарии
      + + + + + | + + + + +
      2 дня назад
      -
      0
      +
      Александр, много тех, кто образно видит себя имеющего возможность ради человечества пожертвовать - а вот когда прыгать со скалы - отойдите от меня, дайте время собраться...
        Александр Березин
        2 дня назад
        -
        -1
        +
        +, "много тех, кто образно видит себя имеющего возможность ради человечества пожертвовать - а вот когда прыгать со скалы - отойдите от меня, дайте время собраться..." Я так не думаю. Лететь на Марс намного -- как минимум на порядок -- безопаснее, чем идти в ВСУ, например. Но добровольцы в ВСУ с территории России систематически находятся, их берут, а они все равно продолжают пытаться выехать из страны. Если уж откровенно на убой добровольцы находятся регулярно, то на гораздо более безопасный межпланетный полет людей найти проблемы явно не будет. Да о чем там говорить. Когда Королев искал добровольцев для Марса -- и то быстро нашел. А его проект полета туда был порискованнее, чем у Маска.
          + + + + + | + + + + +
          2 дня назад
          -
          0
          +
          Александр, а вам известно понятие контроль? Ведь если Элон Вас уболтает, контроллировать будет он, не Вы! Можете ли вы с этим психолонически справиться?
            Александр Березин
            2 дня назад
            -
            -1
            +
            +, а солдаты ВСУ контролируют, куда их посылают, как обеспечивают и поддерживают? Могут ли добровольцы, идущие туда, психологически с этим справиться? Вопрос риторический. как вы понимаете. И еще один: а потенциальные космонавты для марсианской миссии Королева имели конгтроль над траекторией и планом миссии, как думаете? И тоже как-то с этим справлялись.
              + + + + + | + + + + +
              2 дня назад
              -
              0
              +
              Из исторических видео знаю, что определённй котроль у них был, но это профессионалы, лётчики испытатели - работа такая. Есть ли в Наза 100 лишних человек "в один конец". Кто-нибудь да найдётся, остальных, наверное, из обычного люда будут добирать.
                Александр Березин
                2 дня назад
                -
                0
                +
                +, люди, которых Королёв вербовал для марсианских миссий, не были ни профессионалами в полетах, ни летчиками-испытателями, т.к. Королев пришел к выводу, что для полета к Марсу нужен другой контингент. Свободы в выборе траектории миссии и ее общего плана у них не было. "Есть ли в Наза 100 лишних человек" NASA тут ни при чем. Людей для массовых полетов к Марсу будет искать Маск, у него уже создана соответствующая группа в SpaceX. Из обычного люда, конечно, их собирать не будут, поскольку их придется долго учить, да и физотбор никто не отменял. Но людей найдут. И не то что сто, но и гораздо больше.
                + + + + + | + + + + +
                2 дня назад
                -
                0
                +
                Александр, могу только добавить, что успеха им! Успеха! И пусть фильм Солярис смотрят во время пауз! И не забывают про проект Токамак!
          Александр Панов
          2 дня назад
          -
          0
          +
          Александр, а можно примерно сказать какой процент добровольцев в всу находится?
            Александр Березин
            2 дня назад
            -
            0
            +
            Александр, откуда я знаю? Вы считаете, у меня там информаторов вагон? Я озвучил то, что известно достоверно -- из дел, возбуждаемых российскими органами правопорядка против таких людей в России.
    Вячеслав
    8 часов назад
    -
    1
    +
    +, я не понял в чем заключается суть и цель развода? Типа меня Маск на деньги разведет? Если Вы об энтузиастах, готовы полететь, то и без развода их будет достаточно.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно