Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
С точки зрения науки: взрыв в Бейруте
Трагическая новость о взрыве огромной силы в Бейруте, занявшая первые строчки новостных ресурсов, вызывает естественные вопросы: как это могло произойти, что там взорвалось, в силу каких факторов возможны подобные происшествия? Чтобы разобраться, взглянем пристальнее на свойства аммиачной селитры и связанные с ней опасные моменты.
Что произошло в Бейруте
Если говорить кратко, ситуация выглядит следующим образом: шесть лет назад в морской порт Бейрута зашло судно Rhosus для внеплановой починки. Оно принадлежало компании уроженца Хабаровска Игоря Гречушкина. Власти порта не выпустили судно из-за недостатков в системах безопасности и документах на груз. Постепенно команда покинула Rhosus, а его груз, состоявший из 2750 тонн аммиачной селитры, перегрузили в складское помещение в порту, где он и хранился последующие шесть лет. Условия хранения оказались недостаточно надежными, поэтому для ограничения доступа к этому грузу на складе проводили сварочные работы, из-за ненадлежащей организации безопасности которых впоследствии воспламенилась пиротехника, хранившаяся в этом же складском помещении.
Начался пожар, поддерживаемый горением и срабатыванием пиротехнических средств. Через какое-то время произошла детонация хранившейся аммиачной селитры. Ударная волна от этого взрыва нанесла большое поражающее действие по окружающим районам Бейрута: на сегодня погибшими числятся более 130 человек, и их число продолжает расти в процессе обнаружения все новых тел при разборе завалов зданий и сооружений. Пострадали более пяти тысяч человек.
Огромное количество домов получили повреждения разной степени, разрушения затронули половину зданий Бейрута, около 300 тысяч жителей остались без крова. По оценке губернатора ливанской столицы Марвана Аббуда, ущерб от взрыва оценивают в сумму от трех до пяти миллиардов долларов. Снимки из космоса порта Бейрута, сделанные до и после трагедии, показывают зону сплошных разрушений вокруг всей портовой части. В Ливане объявлен трехдневный траур.
Что представляет собой аммиачная селитра
Аммиачная селитра, или нитрат аммония, представляет собой аммониевую соль азотной кислоты, имеет химическую формулу NH₄NO₃ и состоит из трех химических элементов — азота, водорода и кислорода. Высокое содержание азота (около трети по массе) в легкоусвояемом растениями виде позволяет широко применять аммиачную селитру в качестве эффективного азотного удобрения в сельском хозяйстве. В этом качестве аммиачная селитра применяется и в чистом виде, и в составе других, комплексных удобрений. Основная масса производимой в мире селитры используется именно в этом качестве. Физически аммиачная селитра представляет собой белое кристаллическое вещество, в промышленном виде имеющее вид гранул разного размера. Она гигроскопична, то есть хорошо впитывает влагу из атмосферы; при хранении имеет тенденцию к слеживанию, образованию больших плотных масс. Поэтому ее хранят и транспортируют не в виде сплошной насыпной массы, а в плотных и прочных мешках, не позволяющих образовываться большим слежавшимся массивам, которые трудно поддаются разрыхлению.
Аммиачная селитра — сильный окислитель. Три атома кислорода, входящие в ее молекулу, составляют 60 процентов массы. Другими словами, аммиачная селитра — более чем наполовину кислород, который легко высвобождается из ее молекулы при нагревании. А термическое разложение селитры происходит в двух основных формах: при температуре ниже 200 градусов она разлагается на оксид азота и воду, а при температуре порядка 350 градусов и выше одновременно с водой образуется свободный азот и свободный кислород. Это выделяет аммиачную селитру в разряд сильных окислителей и предопределило ее использование в производстве различных взрывчатых веществ, в составе которых требуется окислитель.
Аммиачная селитра — компонент промышленной взрывчатки
Аммиачная селитра входит во множество видов промышленных взрывчаток и широко используется в этом, в основном в горнодобывающей промышленности. Человек для разрушения горных пород пока не придумал ничего эффективнее взрыва. Поэтому практически любые работы с ними строятся на основе взрыва: от добычи в шахтах до открытых разрезов и карьерных разработок. Горная промышленность потребляет огромное количество взрывчатки, и на каждом добывающем горнорудном предприятии или угольном разрезе всегда есть свой завод по производству взрывчатых веществ, которые расходуются в больших количествах. Относительная дешевизна аммиачной селитры позволяет использовать ее для массового производства различной промышленной взрывчатки.
И здесь можно отметить удивительную широту образования аммиачной селитрой взрывчатых систем. Смешав селитру буквально с любым горючим веществом, можно получить взрывчатую систему. Смеси селитры с обыкновенным алюминиевым порошком образуют аммоналы, которые потому так и называются — АММОНия нитрат — АЛюминий. 80% массы аммонала составляет аммиачная селитра. Аммоналы очень эффективны, ими хорошо взрывать скальные породы, определенные разновидности так и называются скальными аммоналами.
Если пропитать селитру дизельным топливом, получится другой класс промышленных взрывчаток — игданиты, названные так в честь ИГД, Института горного дела АН СССР. Селитра способна образовывать взрывчатые смеси при пропитке практически любыми горючими жидкостями, от растительного масла до мазута. Другие классы взрывчаток на основе селитры используют добавки различных взрывчатых веществ: например, аммониты (это не только ископаемые головоногие) содержат тротил или гексоген. В чистом виде аммиачная селитра тоже взрывоопасна и может детонировать. Но ее детонация отличается от детонации промышленных или боевых взрывчаток. Чем именно? Кратко вспомним, что такое детонация и чем она отличается от обычного горения.
Что такое детонация
Для того, чтобы в горючих веществах начались реакции горения, атомы горючего и окислителя надо сделать свободными и сблизить до образования между ними химических связей. Освободить их из молекул, в которых они содержатся, — значит, разрушить эти молекулы: это делает нагревание молекул до температуры их разложения. И то же нагревание сближает атомы горючего и окислителя до образования между ними химической связи — до химической реакции.
При обычном горении — оно называется дефлаграцией — реагирующие вещества нагреваются за счет обычной теплопередачи от фронта пламени. Пламя нагревает слои горючего вещества, и под действием этого нагрева вещества разлагаются до начала химических реакций горения. Детонационный механизм другой. В нем вещество нагревается до начала химических реакций за счет механического сжатия высокой степени — как известно, при сильном сжатии вещество нагревается. Такое сжатие дает ударная волна, проходящая по детонирующему куску взрывчатки (или просто объему, если детонирует жидкость, газовая смесь или многофазная система: например, взвесь угля в воздухе). Ударная волна сжимает и нагревает вещество, вызывает в нем химические реакции с выделением большого количества тепла и сама же подпитывается этой выделяющейся прямо в нее энергией реагирования.
И здесь очень важна скорость детонации — то есть скорость прохождения ударной волны по веществу. Чем она больше, тем мощнее взрывчатка, взрывчатое действие. У промышленных и боевых взрывчатых веществ скорость детонации составляет несколько километров в секунду — от порядка 5 км/сек у аммоналов и аммонитов и 6-7 км/сек у тротила до 8 км/сек у гексогена и 9 км/сек у октогена. Чем быстрее детонация, тем больше плотность энергии в ударной волне, тем сильнее ее разрушающее воздействие при выходе за пределы куска взрывчатки. Если ударная волна превосходит скорость звука в материале, она дробит его на куски — это называется бризантным действием. Именно оно разрывает на осколки корпус гранаты, снаряда и бомбы, дробит скальные породы вокруг начиненного взрывчаткой шпура или скважины. С удалением от куска взрывчатки мощность и скорость ударной волны падают, и с некоторого короткого расстояния она уже не может дробить окружающее вещество, но может на него воздействовать своим давлением, толкать, сминать, разгонять, бросать, метать. Такое давящее, сминающее и метательное действие называется фугасным.
Особенности детонации селитры
Промышленная аммиачная селитра безо всяких добавок, образующих взрывчатку, как мы уже отметили выше, тоже может детонировать. Ее скорость детонации, в отличие от промышленных взрывчатых веществ, относительно невелика: порядка 1,5-2,5 км/сек. Разброс скорости детонации зависит от многих факторов: в виде каких гранул находится селитра, как плотно они спрессованы, какая текущая влажность селитры и многих других. Поэтому селитра не образует бризантного действия — она не дробит окружающие материалы. Но фугасное действие детонация селитры производит вполне ощутимое. И мощность конкретного подрыва зависит от ее количества. При больших взрывающихся массах фугасное действие взрыва может достигать разрушительности любых уровней.
Говоря о детонации, отметим еще один важный момент — как она начинается. Ведь для того, чтобы по взрывчатке пошла ударная волна сжатия, ее нужно как-то запустить, чем-то создать. Простое поджигание куска взрывчатки не дает механического сжатия, необходимого для запуска детонации. Так, на небольших кусочках тротила, подожженных спичкой, вполне можно вскипятить чай в кружке — они горят с характерным шипением, иногда коптят, но сгорают спокойно и без взрыва. (Описание не является рекомендацией к приготовлению чая! Это все же опасно, если куски окажутся большими или загрязненными.) Для запуска детонации необходим детонатор — небольшое устройство с зарядом специального взрывчатого вещества, вставляемое в основной массив взрывчатки. Взрыв детонатора, плотно вставленного в основной заряд, запускает в нем ударную волну и детонацию.
Что могло вызвать детонацию
Может ли детонация произойти самопроизвольно? Может: обычное горение способно переходить в детонацию при его ускорении, при росте интенсивности этого горения. Если поджечь смесь кислорода с водородом — гремучий газ, — то он начнет гореть спокойно, но по мере разгона фронта пламени горение перейдет в детонацию. В детонацию быстро переходит горение многофазных газовых систем вроде всяких взвесей и аэрозолей, что используется в боеприпасах объемного взрыва. В детонацию может перейти и горение ракетного топлива, если давление в двигателе начнет быстро, нерасчетным образом расти. Рост давления, ускорение горения — вот предпосылки перехода обычного горения в детонацию.
Также катализаторами горения могут выступать различные добавки, загрязнения, примеси — точнее, они или их компоненты, которые поспособствуют местному переходу к детонированию. Окисленные, ржавые боеприпасы могут с большей вероятностью сдетонировать, если взрывчатое вещество примыкает к окисленному участку корпуса. В инициации детонирования есть много всяких нюансов и моментов, которые мы опустим, так что вернемся к вопросу: как могла сдетонировать селитра на складе?
И здесь очевидно, что роль детонатора могла прекрасно сыграть пиротехника. Нет, просто шипящая пороховая ракетка вряд ли вызвала детонацию селитры своим форсом дыма с искрами. Но на видео запечатлены многочисленные массовые вспышки, сверкающие в дыму пожара до взрыва селитры. Это маленькие взрывы разброса салютных пиротехнических компонентов. Они и послужили очевидным детонирующим началом. Нет, они не были промышленными детонаторами. Но в условиях пожара, нагрева больших поверхностей селитры пламенем и массовостью тысяч происходящих пиротехнических срабатываний наверняка имели место внедрения этих пиротехнических ракет в нагретую поверхность селитры с дальнейшими подрывами в горячей селитре. В какой-то момент ее детонация под таким воздействием произошла — и распространилась на весь массив хранящейся селитры.
Проанализировать дальнейшие события в деталях трудно без подробной информации и изучения места взрыва. Насколько полно сдетонировали все 2750 тонн, не известно. Детонация не есть некое абсолютное начало, всегда происходящее так, как написано на бумаге. Бывает, и сложенные вместе брикеты тротила детонируют не все: часть их просто разбрасывает в стороны, если не предприняты надежные меры по передаче детонации между ними. После массовых взрывов горных пород, когда взрывают сотни и тысячи скважин, набитых взрывчаткой (их могут снаряжать взрывчаткой целый месяц), — после оседания облака пыли в зону взрыва сначала всегда входят только специалисты и осматривают, что взорвалось, а что не взорвалось. Они же собирают невзорвавшуюся взрывчатку. Так и с селитрой на складе в порту Бейрута: полноту детонации взрыва всей массы селитры определить сложно, но понятно, что она была достаточно большой.
Особенности взрыва в Бейруте
Сама картина взрыва хорошо соответствует подрыву селитры. Большой столб дыма красно-бурого цвета после взрыва — типичная окраска облака окислами азота, имеющими красный цвет и выделяющимися в больших количествах при разложении селитры во взрыве. Из-за низкой скорости детонации селитры не произошло массового дробящего действия. Поэтому на месте взрыва не образовалась большая воронка: материалы пирсов и бетонные грунтовые покрытия складов не были подроблены, поэтому не были выброшены. В силу этого же не было бомбардировки города кусками, разлетающимися из области взрыва, и над местом взрыва не поднялось высокого султана разлетающихся кусков и фрагментов, образованных взрывом.
Вместе с тем обильное выделение газообразных продуктов сгорания — водяного пара, окислов азота — придало картине взрыва черты объемного взрыва. Помимо быстро прошедшей ударной волны, достаточно мощной и видимой как быстрая туманная стена, на съемке видно надвигающуюся стену расширяющихся газов взрыва, смешанных с пылью и вздымающихся вверх от поверхности земли при стремительном приближении. Это характерно для взрывов больших объемов с невысокой скоростью детонации. Характер повреждений зданий с высокой вероятностью покажет, что к ним было приложено воздействие не только самой по себе ударной волны — мощное, но краткосрочное, — но и более длительное воздействие расширяющегося газо-воздушного потока, разлетавшегося из области взрыва.
Взрывы селитры до Бейрута
Взрывы удобрений на основе солей азотной кислоты происходили и раньше, они хорошо известны, таких случаев в истории достаточно много. Так, 1 сентября 2001 года в Тулузе, на заводе удобрений компании Grande Paroisse, взорвался ангар, в котором сдетонировали 300 тонн аммиачной селитры. Погибли около 30 человек, пострадавших тысячи. Многие здания Тулузы были повреждены.
Ранее, 16 апреля 1947 года, произошел взрыв 2100 тонн аммиачной селитры на борту судна «Гранкан» в порту города Тексас-Сити, США. Ему предшествовал пожар на судне — схожие ситуация и последовательность событий. Взрыв вызвал пожары и подрывы на кораблях и нефтехранилищах поблизости. Погибли около 600 человек, сотни пропали без вести, более пяти тысяч пострадали.
21 сентября 1921 года взорвались 12 тысяч тонн смеси сульфата аммония и аммиачной селитры на химическом предприятии компании BASF возле городка Оппау в Баварии. Взрыв такой мощности образовал огромную воронку, с лица земли были стерты две ближайших деревни, а город Оппау — разрушен.
Катастрофические взрывы аммиачной селитры с большими разрушениями и многочисленными жертвами случались в 2004 году в северокорейском городе Рёнчхон; в 2013 году в городе Уэст в Техасе, США; в 2015 году в портовом городе Тяньцзинь в Китае. И этот список можно продолжать. К сожалению, аммиачная селитра при всех огромных плюсах, которые она приносит человеку, остается опасным объектом, требующим соблюдения ряда требований безопасности в обращении. И невнимательность или небрежность может стать причиной новых трагедий, предотвращение которых требует как ужесточения правил обращения с селитрой, так и повышения ответственности за их соблюдение и выполнение.
Зачем нужно изучать ядра планет? Как зарождалась эта наука и почему она важна? Что такое гамма-всплески и зачем нам знать, откуда они идут? Остается ли Россия великой космической державой и зачем вообще это всё надо? Об этом рассказывает Игорь Георгиевич Митрофанов, руководитель отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук, академик Международной академии астронавтики.
Китайские исследователи удерживали изотоп иттербия-173 в состоянии «кота Шредингера» более 20 минут. Эта работа приблизила точность измерений фазового сдвига квантовой системы к теоретически возможному пределу.
Постановка верного диагноза порой напоминает детективное расследование. Чтобы найти «преступника» — причину болезни, врачам нередко приходится перебрать множество версий и потенциальных подозреваемых. Об одном таком «деле» недавно рассказали американские медики: им долго не удавалось определить, что вызывало приступы боли в животе у в остальном здоровой 16-летней девушки. В итоге виновником оказалось редкое расстройство под названием синдром Рапунцель.
Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.
Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии