Жизнь после смерти — Naked Science

Жизнь после смерти

Есть ли жизнь после смерти, нет ли жизни после смерти — это, как говорится, науке неизвестно. И все равно она — наука эта — неугомонно ищет ответ на сей вопрос.

Точка на крыле бабочки

С нейрохирургом из гарвардской медицинской школы Александром Эвеном произошло то, что заставило его поверить в существование жизни после смерти. В 2008-м году он занемог редким заболеванием – бактериальным менингитом.

«Если попытаться создать опытную модель, максимально близкую к состоянию смерти человека, то бактериальный менингит как нельзя лучше подходит для этого, – цитирует врача компания National Geographic (здесь и все цитаты далее — прим. авт.). – Такая форма менингита подвергает атаке всю внешнюю поверхность мозга».

Кора головного мозга, то есть та часть, которая делает нас людьми, у Александра была попросту «выключена». Через семь дней после смерти мозга мужчина вышел из комы, и чудесным образом в течение месяца вернулся к нормальной жизни.

«Я видел мир словно глазами крота. Всё было неясным, в коричневых и красных тонах, я помню корни над головой. Вдруг я оказался точкой на крыле бабочки, летящей над прекрасным лугом, и там было много таких бабочек. Потом мы покинули эту Вселенную и отправились в то место, которое я теперь называю ядром. Мы летели сквозь тьму, но меня не покидало ощущение присутствия Бога…» – говорит Эвен.

Только ничего нового в его словах нет. Подобные истории рассказывают тысячи людей, заглянувших «по ту сторону».

Брюс Грейсон – психиатр в медицинской школе университета Виргинии, изучивший более тысячи случаев предсмертных ощущений.

«Все люди, находящиеся в том состоянии, которое экзистенциальная психология называет переходным, видели примерно одно и то же, – говорит Брюс. – Стойкие сопутствующие ощущения этого состояния – чувство глубокого покоя, ощущение выхода из бренности тела навстречу мягкому свету, несущему тепло и любовь. Часто люди говорят о встрече с неким всемогущим существом».

Всего лишь галлюцинации

Многие ученые рассматривают эти явления как галлюцинации. А они, в свою очередь, являются следствием физического стресса, которому подвергается мозг из-за нехватки кислорода. Сами того не ведая, ВВС США в семидесятых годах прошлого века подтвердили эту теорию. Ученые подвергали летчиков огромным перегрузкам при вращении в центрифуге. При этом кровь приливала к ногам, мозг испытывал кислородное голодание, а испытуемые теряли сознание. Многие из них говорили, что видели в это время яркий свет, другие утверждали, что покидали своё тело и смотрели на него сверху.

«У людей, теряющих сознание, наблюдаются схожие симптомы, однако никто из них не встречал дорогих умерших людей, – сообщил психиатр. – Проблема в том, что все эти физические доводы не объясняют сложные ходы воспоминаний и ощущений, когда мозг уже неспособен на сложные мысли. Может, это последние грёзы разума?..»

Поиск истины требует научных доказательств существования души. Является ли душа мифом или это один из основных элементов Вселенной? С этим вопросом связан и другой, не менее важный: что есть разум? И откуда он взялся?

Доказательство Бытия Божьего

Похоже, Ницше со своей философией только окончательно запутал и без того «заблудшие» души атеистов. Практикующий анестезиолог, ведущий курсы по изучению разума в университете Аризоны доктор Стюарт Хаммеров, возможно, хочет наставить грешников на путь истинный. А заодно доказать существование Бога. Физически, а не какими-то там умозаключениями.

«При анестезии пациентам ничего не снится, они теряют ощущение времени, анестезия «уносит» сознание, но мозг остается активным, и в этом есть нечто загадочное», – рассказал д-р Стюарт.

Ни один год, наблюдая за своими пациентами, Хаммеров размышлял над этим феноменом. Пятнадцать лет назад он познакомился с физиком Роджером Пенроузом, с которым они разработали радикальную теорию работы головного мозга, теорию, которая переросла в научное доказательство существования вечной души.

В её основе так называемые микротрубочки – образования внутри клеток нашего головного мозга.

«Если заглянуть внутрь мозговой клетки, Вы найдете структурные компоненты сродни костям нашего тела, то есть микротрубочки определяют архитектуру клетки. На наш взгляд – это что-то вроде компьютера, обрабатывающего информацию на молекулярном уровне», – говорит Пенроуз.

Такая система позволяет мозгу функционировать подобно квантовому компьютеру. Причем, такая «машина» выполняет операции принципиально иначе, нежели компьютер обычный. Ведь что такое мозг? Любой специалист ответит – набор отдельных нейронов. Когда один нейрон посылает другому нейрону сигнал, возникает «эффект домино». Это классическое представление о работе мозга. Пенроуз и Хаммеров — настоящие «отступники». Они считают, что важную роль в работе нашего «умного» органа играют квантовые процессы.

«К примеру, если есть нейронная активность в правом полушарии, она удваивается благодаря квантовым процессам в левом полушарии, – рассказали они. – Эти нейроны связаны, хотя и разделены».

Исследователи утверждают, что изменение микротрубочек в одном полушарии может влиять на микротрубочки в другом. Согласно квантовой теории, любая точка, даже в пустом пространстве, может содержать информацию.

«В самой структуре Вселенной содержится квантовая информация, это означает, что информация в микротрубочках может соединяться со Вселенной за пределами мозга, – Хаммеров и впрямь полагает, что наши души состоят из ткани самого мироздания. – Я думаю, что Разум или проторазум существовал со времен Большого взрыва».

В состоянии агонии, по его мнению, микротрубочки теряют «квантовость», но информация в них остается. Она-то и распределяется по Вселенной. Если пациент возвращается к жизни, то и квантовая информация может вернуться в микротрубочки, и тогда вернувшийся к жизни может рассказать об увиденном. Просто, понятно и никакой тебе философии. Жаль, что не все ученые согласны «поверить» в Бога и после таких доводов.

Есть ли душа у робота?

В 1907-м году доктор Данкен Макдугалл предположил, что душа весит примерно двадцать один грамм. Он определил это, взвешивая тела умирающих от туберкулёза. Открытие его, между тем, так и не было подтверждено.

Профессор биологии Кристоф Кох считает: то, что делает человека человеком никак не связано с отдельными атомами. Это результат уникальной организации клеток мозга.

«Человеческий мозг включает около ста миллиардов нервных клеток. Каждая из них сама по себе очень сложна, единичный нейрон как бы лишен сознания, но когда они взаимодействуют друг с другом, возникает самосознание», – заключает Кох.

Но в таком случае, очевидно, вечное «я» не может существовать. Душа в этом случае не может быть вечной и пережить своё тело.

Профессор Стив Поттер разрабатывает мозг, который наполовину живой, а наполовину – машина. Команда Поттера берет нейроны, полученные из эмбрионов крысы, и выращивает их на миниатюрных электродах. Когда мозг вырастает, ученый посылает ему информацию посредством этих электродов, а мозг реагирует. Сами электроды связаны с компьютером, который подключен к Гибрату — роботу, контролируемому живой тканью мозга. Подобно любому живому существу, Гибрат обучается, усваивая информацию.

Но вот вопрос – сможет ли он когда-нибудь стать разумным? Об этом не знает никто. Как и о том, что в принципе эта за штука такая — разум. И можно ли наделить им робота, не наделив при этом тем, что свойственно только человеку – чувствами? Ну, а узнать, что будет после того, как этот самый разум умрет (если умрет? – прим. авт.) можно, похоже, только переступив черту. Но так ли надо это знать?