Впрыскиваемые «инъектроды» упростят точную стимуляцию нейронов — Naked Science
Васильев1 Сергей

Впрыскиваемые «инъектроды» упростят точную стимуляцию нейронов

Полужидкие силиконовые электроды можно инъецировать в тело шприцем, и они застынут на месте, подводя сигналы к нужным нервным клеткам.

©Royal Society of Chemistry

Возможность простого, безопасного и безболезненного размещения электродов в мозге исключительно важна для ученых, медиков и многих больных. Эпилепсию, мигрени и некоторые другие состояния вполне возможно ослаблять своевременной стимуляцией или, наоборот, ослаблением активности пораженных нейронов. Другие болезни — хронические боли, нарушения сердечного ритма и т. п. — можно контролировать, регулируя работу периферических нервов. Однако до сих пор подведение к нейронам даже самых тонких и совершенных электродов требует сложного хирургического вмешательства.

Необычное решение этой проблемы нашла команда американских ученых во главе с Кипом Людвигом (Kip Ludwig) из Висконсинского университета в Мадисоне. В статье, опубликованной в журнале Advanced Healthcare Materials, предложена технология «инъектрода» — «жидкого электрода», который можно просто впрыснуть в нужную область мозга.

Основу устройства составляет жидкий силикон, в котором содержится густая взвесь проводящих металлических наночастиц. После инъекции силикон естественным образом застывает, образуя упругий и тонкий биосовместимый электрод, легко сгибающийся вместе с окружающими его тканями. Он не требует и отдельного источника питания: тончайшая нить тянется от электрода к поверхности тела, где размещается «приемная» часть, на которую можно подавать нужный сигнал, стимулируя целевой нейрон прямо сквозь кожу.

«Инъектрод» сложен из взвеси металлических наночастиц (2) в силиконовом носителе (1) / ©Trevathan et al., 2019

Авторы создали прототип такой системы и успешно испытали его на животных. «Инъектрод» у подопытных свиней связали с блуждающим нервом и, стимулируя его, сумели менять ритм сердцебиения. Теоретически такой метод подойдет для лечения некоторых нарушений сердца и у людей: по словам ученых, он уже рассматривается американским Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) и проходит доклинические испытания.

Суровая реальность разбила сердца любителей астрономии по всему миру: в этом месяце окончательно разрушился легендарный радиотелескоп обсерватории «Аресибо» в Пуэрто-Рико. Национальный научный фонд США (NSF) опубликовал видео процесса. Оказывается, конструкция рухнула аккурат во время осмотра тросов с помощью дрона.