Облучение при компьютерной томографии может повышать риск рака щитовидной железы и лейкемии — Naked Science

Кумулятивный эффект от частого КТ-сканирования может быть опасен.

Врач готовит томограф к процедуре
Врач готовит томограф к процедуре / © University of Utah

Ученые из Тайваня проверили связь между обследованием с помощью компьютерной томографии и вероятностью различных заболеваний. Статью о результатах исследования авторы опубликовали в JNCI Cancer Spectrum.

Работа базировалась на данных Национального медицинского страхования Тайваня, собранных в период с 2000 по 2013 год. Изучались 22 853 случая рака щитовидной железы, 13 040 — лейкозов, а также 20 157 — неходжкинской лимфомы. Не рассматривались пациенты моложе 25 лет, те, у которых онкологические диагнозы впервые были поставлены ранее 2000 года, и те, кого до момента диагностирования рака наблюдали менее трех лет. Отслеживались история приема лекарств, семейный анамнез и образ жизни, перенесенные медицинские вмешательства и обследования.

Авторы пришли к неутешительному выводу. Как они полагают, на основании полученных данных можно говорить о том, что компьютерная томография повышает риск развития рака щитовидной железы и лейкемии, особенно у пациентов женского пола и людей моложе 45 лет. Также увеличивается риск неходжкинской лимфомы у молодых пациентов.

Метод компьютерной томографии основан на измерении того, насколько по-разному ткани организма поглощают рентгеновское излучение. КТ получила широкое распространение благодаря диагностическим возможностям. Однако ионизирующая радиация (в том числе рентгеновские лучи) оказывает мутагенный эффект на клетки живого организма и может стать причиной онкогенеза.

«Риск выше у пациентов, которые получают более высокие кумулятивные дозы при многократном сканировании. Увеличение числа людей, проходящих КТ-сканирование, стало проблемой общественного здравоохранения», — объясняет автор работы Ю-Сюань Джони Шао.

Компьютерная томография — необходимая процедура при многих видах диагностики и лечения. Однако она сопряжена с радиологической нагрузкой, поэтому решение о проведении КТ должен принимать врач. Избыточное назначение чревато превышением нагрузки и упоминавшимся выше кумулятивным эффектом. При отправке пациента на процедуру врач учитывает ранее проведенные манипуляции и методы диагностики, а также необходимую область применения и соответствия нормативам.

Ранее ученые разработали способ адресной доставки лекарств в опухоли с помощью звука, а также обнаружили механизм, который помогает иммунной системе распознавать раковые клетки.

Американские физики получили новые данные о внутреннем строении протона, которые идут вразрез с результатами экспериментов, проведенных в начале 1990-х. Они дают шанс уже «отложенным в сторону» теориям, объясняющим асимметрию этой частицы, снова стать актуальными.