20.03.2023
Анна Новиковская
1 727

Даже здоровые питомцы оказались опасны для своих госпитализированных хозяев

5.5

Медики предупреждают, что даже здоровые кошки и собаки могут передать хозяевам устойчивые к антибиотикам микроорганизмы. В случае госпитализации это затруднит лечение.

В некоторых случаях владение кошкой или собакой — плохая новость для пациента и врача / © Associated Press / Автор: Иван Беляев

Во всем мире все большую озабоченность у врачей вызывает роль домашних животных как потенциальных резервуаров устойчивых к антибиотикам микроорганизмов (бактерий и грибков), которые они могут передать своим владельцам. По оценкам, устойчивые к противомикробным препаратам инфекции стали причиной смерти 1,3 миллиона человек только за 2019 год.

Чтобы выявить, насколько кошка или собака повышает шансы хозяина заразиться устойчивыми к антибиотикам микроорганизмами, немецкие исследователи проанализировали микрофлору пациентов и их питомцев. Ученые сосредоточили внимание на самых распространенных «больничных» микроорганизмах: золотистом стафилококке, энтерококках и энтеробактериях. Результаты исследования были представлены на Европейском конгрессе клинической микробиологии и инфекционной медицины

С июня 2019 года по сентябрь 2022-го мазки из носа и прямой кишки взяли у 2891 пациента, которых также попросили прислать мазки с горла и кала их домашних собак и кошек. Для определения видов бактерий и выявления устойчивости к антибиотикам ученые использовали генетическое секвенирование. Учитывали и другие риски развития устойчивости к антибиотикам — например, предыдущую госпитализацию или наличие мочевых катетеров.

В среднем устойчивость к антибиотикам была выявлена у бактерий из 30 процентов взятых мазков, при этом из них у 11 процентов пациентов дома были собаки, а у девяти процентов — кошки. Изучив состав микрофлоры в мазках, полученных от домашних животных, медики обнаружили устойчивых к антибиотикам бактерий у 15 процентов собак и пяти процентов кошек. Только в четырех случаях устойчивость была одинаковой у бактерий из мазков владельца и его питомца.

Хотя при длительном общении животного с человеком вероятность передачи устойчивых к антибиотикам микроорганизмов может возрастать, такие случаи все же достаточно редки, чтобы считать контакт с домашним питомцем опасным для хозяина. Тем не менее, предупреждают исследователи, для людей с ослабленной иммунной системой, которых немало среди пациентов больниц, даже непродолжительное общение с животным может иметь печальные последствия.