Аутизм связан с клетками мозга, ответственными за общительность и платоническую любовь — Naked Science
30.10.2020

Американские ученые провели исследование на мышах и выяснили, что многие типы аутизма связаны с теми же мозговыми клетками, которые ответственны за платоническую любовь и общительность. Специалисты считают, что их открытие может помочь в будущем лечению аутизма.

Кадр из к/ф “Человек дождя” / ©encyclopedia.autism.help

Работа опубликована в Neuron. Аутизмом называют расстройство, которое возникает в связи с нарушением развития головного мозга и характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения. Такие люди мало интересуются окружающим миром, у них обеднены эмоции, они замкнуты и склонны к повторяющимся действиям, например вновь и вновь упорядочивать те или иные предметы.

У большинства таких детей не очень хорошая способность к обучению, они мало привязаны к сверстникам, но формируют привязанность к родительским фигурам. Симптомы начинают проявляться в возрасте до трех лет. Скорректировать поведение ребенка в подобных случаях возможно, а вот полностью излечить болезнь — пока нет.

Чтобы воссоздать модель аутизма у мышей, исследователи «выключили» ген FMR1 (в определенных клетках), экспрессия белка которого связана с нормальным развитием нервной системы и таким заболеванием, как синдром Мартина-Белл. Недостаточную экспрессию белка этого гена также часто соотносят с расстройствами аутистического спектра.

При выключении FMR1 мыши проводили много времени на подстилке, которая ассоциировалась у них с суррогатной матерью, но игнорировали подстилки, связанные с их социальными контактами. Таким образом ученые выяснили, что вышеназванный ген не отвечает за привязанность к родителю, но ответственен за платоническую любовь к своим сверстникам и общение.

Исследование показало, что за изучаемые учеными типы аутизма отвечают не столько магноцеллюлярные нейроны (на которые направлено современное лечение расстройства), сколько парвоцеллюлярные окситоциновые нейроны. Поэтому лекарства должны быть нацелены именно на них. Конечно, для окончательных выводов нужны дополнительные исследования.