29.07.2019
13 947

Американские биологи обнаружили «нейронный иммунитет» кожи

Периферические нейроны участвуют в работе прежде неизвестного вида иммунитета, противодействующего распространению инфекций через кожу.

neurons0

Эксперименты на мышах показали, что сигнализирующие о боли нейроны на поверхности нашего тела участвуют в борьбе с инфекциями. О «новом виде иммунитета» ученые из Питтсбургского университета пишут в статье, опубликованной в журнале Cell. В самом деле, если не о новом иммунитете, то о новой, прежде неизвестной функции болевых нейронов уже можно говорить уверенно: они не только позволяют организму избегать определенных опасных стимулов, но и участвуют в иммунном ответе.

Чтобы показать это, биологи получили ГМ-линию лабораторных мышей, болевые нейроны которых можно было точно активировать воздействием ультрафиолетового излучения. Экспериментируя с такими животными, авторы обнаружили, что при стимуляции болевые нейроны выделяют небольшие белковые молекулы CGRP. Их появление заставляет лейкоциты собираться у места потенциальной инфекции — еще до того, как сама иммунная система почувствует опасность.

Опыты с заражением тех же мышей грибками, вызывающими кандидоз, а также бактериями-стафилококками показали, что локальные болевые нейроны действительно реагируют на появление инфекции. «Тревожные» сигналы от них поступают в спинной мозг и снова возвращаются на периферические нейроны поблизости от места поражения и стимулируют их, в результате запуская быстрый местный иммунный ответ. Авторы предлагают называть его «упреждающим иммунитетом».

Периферические нейроны участвуют в передаче сигнала о проникновении инфекции / ©Cohen et al., 2019

«Болевые нейроны способны обнаруживать патогены, и мы впервые показали, что они участвуют в запуске иммунного ответа и распространяют иммунные сигналы в соседние участки кожи, — резюмирует один из авторов работы, профессор Дэниел Каплан (Daniel Kaplan). — Это говорит о том, что иммунная и нервная системы действуют совместно для защиты организма».