Новый карманный сканер вычислит бомбу по двум молекулам — Naked Science
28.12.2015, 08:30

Новый карманный сканер вычислит бомбу по двум молекулам

Ученые из университета Иллинойса разработали карманный сканер, реагирующий на присутствие пероксида ацетона (TATP) – используемого злоумышленниками в производстве взрывчатки вещества, которое получают из доступных товаров, лежащих на полках аптек и хозяйственных магазинов.

4500852036_d3a92a6113_b

Как сообщает BBC News, террористы-смертники в Париже использовали взрывчатку с простым способом приготовления. Сегодня TATP является одним из самых опасных орудий злоумышленников, и задача химиков – найти способ, позволяющий определять присутствие пероксида ацетона до того, как он взорвется. По словам профессора химии Кеннета Суслика из университета Иллинойса, изготовить ТАТР не сложнее, чем «испечь тыквенный пирог», что сделало вещество очень привлекательным для террористов. В частности, его использовали палестинцы и подготовленный «Аль-Каидой» британец Ричард Рейд, пытавшийся в 2002 году взорвать самолет компании American Airlines с помощью спрятанной в ботинке бомбы.

При разработке карманного сканера, позволяющего вычислить ТАТР, ученые воспользовались физическим свойством вещества, известным как «давление паров», в результате которого вещество переходит из твердого в газообразное состояние. Когда молекулы ТАТР попадают в датчик, на них реагирует кислотный катализатор. Он разлагает молекулы на исходные вещества, сигнализируя об их присутствии с помощью красителя. При этом датчик очень чувствителен и способен реагировать даже на две молекулы ТАТР из миллиарда. По словам профессора Суслика, его команда также работает над усовершенствованным датчиком, способным реагировать на «десятки взрывчатых веществ», меняя при этом соответствующие цвета.