07.10.2019
МосГорТур
20 573

Поговорить с космонавтами на орбите: как и зачем посещать знаковые космические предприятия Москвы

Если вы «продвинутый» любитель космоса, вы наверняка уже не раз побывали в московском Музее космонавтики, Планетарии и павильоне «Космос». Пришло время попасть на менее очевидные и менее доступные объекты, связанные с историей и настоящим пилотируемой космонавтики.

Музей НПО имени С. А. Лавочкина. Летный образец Лунохода-3
Музей НПО имени С. А. Лавочкина. Летный образец Лунохода-3 / ©Фото предоставлено московским Музеем космонавтики / Автор: Pinaria Caprarius

Ко Всемирной неделе космоса московский Музей космонавтики составил список самых знаковых космических предприятий и учреждений, куда можно попасть на экскурсию. Рассказываем, зачем туда идти и как получить разрешение на посещение.

Институт космических исследований РАН

Институт космических исследований РАН, созданный в 1965 году по инициативе академика Мстислава Келдыша, — главное научное учреждение, где проводят исследования в области космоса и занимаются разработкой и испытаниями комплексов научной аппаратуры.

Что смотреть: в музее Института вы увидете различные разработки советских и российских ученых в области космонавтики, в том числе – прототипы устройств, побывавших в космосе, к примеру, копии использовавшегося в 1980-е годы для изучения атмосферы Венеры аэростатного зонда или телекамеры, с помощью которой в те же годы производилась съемка кометы Галлея. Некоторые разработки, ставшие экспонатами музея, в космосе так и не побывали. Например, «механическая рука», созданная для космического аппарата «Фобос-Грунт», с помощью которой предполагалось производить заборы грунта на Фобосе — спутнике Марса.

Кроме приборов, в музее также представлены макеты космического аппарата «Регата», оснащенного солнечным парусом, и одной из автономных станций межпланетной станции «Марс-96», запущенной в 1996 году для изучения Марса. А в «песочнице» с марсианской техникой — опытные гусеничные шасси первых советских марсходов и действующий прототип, проходивший испытания на базе Института в Тарусе, на Камчатке и в Калифорнии. Одна из экспозиций музея наглядно иллюстрирует фразу «Вы находитесь здесь, и вы ничтожно малы в сравнении со Вселенной» — несколько стендов с изображениями, которые помогают представить и оценить масштабы Вселенной.

Как попасть: Музей Института космических исследований РАН принимает посетителей по предварительной договоренности или во время проведения мероприятий в формате «Дня открытых дверей», ближайший из которых состоялся 5 октября во время Всемирной недели космоса. Также Институт открыт во второй декаде апреля, когда отмечается День космонавтики.

Музей Института космических исследований РАН. Макет АМС «Венера-9» и зонд для изучения атмосферных явлений Венеры / ©Фото предоставлено московским Музеем космонавтики

Адрес: Москва, ул. Профсоюзная 84/32. Телефон: +7 (495) 333-5544

НПО Лавочкина

Музей НПО имени Лавочкина был основан 25 июня 1965 года и в настоящий момент занимает первый этаж отдельно стоящего здания, где на площади в 900 квадратных метров развернута экспозиция, которая рассказывает об истории предприятия, начинавшегося с изготовления деревянной мебели для грандиозного проекта Дворца Советов, который должны были возвести на месте взорванного Храма Христа Спасителя.

Что смотреть: в музее представлены макеты самолетов и ракет, разработанных предприятием (в том числе экспериментальные истребители и межконтинентальная крылатая ракета «Буря»), личные вещи руководителей ОКБ — Семена Алексеевича Лавочкина и Георгия Николаевича Бабакина. Украшение и гордость музея — коллекция подлинных космических аппаратов и их полномасштабных макетов: 26 космических аппаратов, в том числе подлинные возвращаемые аппараты станций «Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24», а еще летный экземпляр «Лунохода-3», который так и не побывал на спутнике Земли.

Как попасть: Музей «Лавочки» не работает с частными лицами — чтобы побывать там, лучше всего организовать группу, заручившись поддержкой руководства на вашей работе или в учебном заведении. Экскурсии в музее предприятия проводятся только для групп от 5 до 30 человек по предварительной заявке на бланке организации на имя руководителя предприятия, заранее согласованной с сотрудниками музея по телефону. Это обычная практика на любом режимном объекте, к которому относится НПО.

К заявке в обязательном порядке прилагается список группы с указанием паспортных данных каждого посетителя. Заявку необходимо отправить на официальный факс или электронную почту предприятия. Дата и время посещения должны быть предварительно согласованы с работниками музея по телефону. Образец заполнения заявки смотрите на сайте предприятия.

Адрес: Московская область, г. Химки, ул. Ленинградская, 24. Телефон: + 7 (495) 575-5467

НПЦ имени Хруничева

Что смотреть: расположенный в районе Фили Научно-производственный Центр имени Хруничева — ведущее предприятие ракетно-космической отрасли и один из мировых лидеров в области разработки и серийного производства космических средств выведения, а также крупногабаритных орбитальных модулей. Здесь были изготовлены модули для станции «Мир», ракета-носитель тяжелого класса «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М», семейство ракет-носителей различной грузоподъемности «Ангара» и ракета-носитель легкого класса «Рокот».

Музейный фонд предприятия собирался более пятидесяти лет. Первое открытие экспозиции состоялось 4 ноября 1967 года в легендарной «Горбушке», известном Дворце культуры имени Горбунова и до 1996 года назывался «Музей революционной, боевой и трудовой славы завода».

Как попасть: вход в музей предприятия, который работает в будние дни с 8 до 17 часов (в пятницу до 16) — бесплатный. Найти музей НПЦ очень просто — перед входом в здание установлен 14-метровый макет ракеты-носителя «Ангара-А5».

Музей НПЦ имени М. В. Хруничева. Макет орбитального комплекса «Мир» / ©Фото предоставлено московским Музеем космонавтики

Адрес: Москва, ул. Новозаводская, 18, корпус 1. Телефон: +7 (499) 749-8339

НПП «Звезда»

Научно-производственное предприятие «Звезда» известно прежде всего созданием скафандров и катапультных систем. Экспозиция музея рассказывает об истории деятельности предприятия начиная с 1952 года по настоящий момент. Все экспонаты представляют историческую ценность — это образцы, в которых проходили тренировки космонавты и летчики-испытатели.

Что смотреть: в музее «Звезды» можно увидеть скафандры и катапультные тележки для собак, скафандры СК-1 Юрия Гагарина и «Беркут» Алексея Леонова, полноразмерный тренажер из шлюзовой камеры «Волга» и спускаемого аппарата корабля «Восход-2», на котором экипажи отрабатывали процесс выхода в открытый космос при наземных тренировках.

Еще один интересный экспонат — скафандр, специально разработанный для международной программы «Марс-500», в котором успешно были проведены эксперименты по имитации высадки на Марс и работы экипажа на поверхности «планеты». В экспозиции музея находится и уникальная санитарно-гигиеническая конструкция для орбитальных станций — душевая установка. Отдельный раздел посвящен авиационной деятельности предприятия — от первых образцов катапультных кресел до не имеющих мировых аналогов катапультных систем и разнообразных типов защитного снаряжения.

Как попасть: экскурсии проводятся для организационных групп от 15 до 25 человек по будням, с понедельника по четверг с 10:00 до 12:30 и с 13:30 до 16:00 и в пятницу с 10:00 до 12:30 и с 13:30 до 15:00. Важно знать, что запись на экскурсии производится как минимум за 10 рабочих дней и только после письменной заявки по факсу или электронной почте предприятия с поименным составом группы и указанием контактного телефона — на имя руководителя ОАО НПП «Звезда» (образец заявки есть на сайте предприятия).

Музей НПП «Звезда» имени Г. И. Северина / ©Фото предоставлено московским Музеем космонавтики

Адрес: Московская область, пос. Томилино (Люберцы), ул. Гоголя, 39. Телефон: +7 (495) 544-4700

РКК Энергия

Корпорация «Энергия» — главное предприятие ракетно-космической отрасли страны, начинавшееся в 1950 году как Особое конструкторское бюро №1 (ОКБ-1) и неразрывно связанное с фигурой Главного конструктора Сергея Павловича Королева. Здесь были разработаны 14 стратегических ракетных комплексов, 11 из которых были сданы на вооружение и переданы в серийное производство на другие заводы, первая космическая ракета Р-7, первый искусственный спутник Земли, первые автоматические аппараты, запущенные к Луне, Венере и Марсу и первые спутники для научных исследований космоса.

Что смотреть: всю историю создания отечественной ракетно-космической техники от первых отечественных баллистических ракет дальнего действия до ракеты-носителя «Энергия» и комплекса ракетно-космического назначения «Морской старт». В музее РКК можно прикоснуться к подлинному спускаемому аппарату первого космонавта планеты Юрия Гагарина, увидеть многоместный аппарат «Восход-2», из которого Алексеем Леоновым впервые в мире был выполнен выход в открытый космос, натурные макеты первого международного орбитального комплекса «Союз-Аполлон» и орбитальной станции «Салют», а также побывать в Мемориальной комнате Сергея Павловича Королева, где воссоздан интерьер рабочего кабинета ученого, находятся его личные вещи, фотографии и документы, представляющие историческую ценность.

Как попасть: Посетить музей можно по предварительной записи в составе группы численностью от 20 до 60 человек (иностранные граждане — от 10 человек). Экскурсии для посетителей старше 14-ти лет проводятся с понедельника по четверг с 9 до 16 часов и до 15 часов в пятницу и предпраздничные дни. Запись на экскурсию производится за месяц до посещения, дату и время планируемой экскурсии необходимо согласовать с сотрудником предприятия. Также необходимо заполнить бланк-заявку, затем убедиться, что заявка успешно получена и за два дня до посещения уточнить время экскурсии.

Музей РКК «Энергия» имени С. П. Королева. Полноразмерный макет стыковки «Союз-Аполлон» / ©Фото предоставлено московским Музеем космонавтики

Адрес: Московская область, г. Королев, ул. Ленина, 4А. Телефон: +7 (495) 513-8995

Центр управления полетами

Что смотреть: Центр управления полетами (ЦУП) — наиболее крупное научно-исследовательское подразделение ФГУП ЦНИИмаш, которое выполняет главную роль по управлению космическими аппаратами гражданского назначения. Это один из немногих в мире универсальных центров, способных вести управление полетом одновременно около 20 пилотируемых и автоматических космических аппаратов и обеспечивать крупные международные проекты. Именно отсюда производилось управление исторической стыковки кораблей «Союз» и «Аполлон», а сегодня обеспечивается управление полетами пилотируемых кораблей «Союз» и грузовых кораблей «Прогресс» и российским сегментом Международной космической станции.

Как попасть: в рамках часовой экскурсии вы увидите исторические места центра и знакомый всем по телевизионным трансляциям Главный зал управления. Для получения разрешения на посещение следует направить письмо в адрес генерального директора ФГУП ЦНИИмаш, в котором обязательно указываются полное название и адрес организации (предприятия) — инициатора заявки на посещение и состав экскурсионной группы с указанием ФИО, года рождения, паспортных данных (серия, номер, сведения о выдаче), места работы и должности. Экскурсии проводятся в рабочие дни с 10 до 16 часов.

Только у посетителей ЦУП есть уникальная возможность — организовать прямую связь с космонавтами на орбите. Чтобы она состоялась наверняка, необходимо заполнить заявку по организации сеанса связи на руководство ЦНИИМаш, а также отправить письмо в РКК «Энергия», где заведуют распорядком дня космонавтов. Еще одна деталь, которая поможет организовать разговор с орбитой — заранее заготовленный список вопросов и причина, по которой вы бы хотели организовать сеанс связи (например, урок по географии, истории или физике). Заявки на посещение ЦУП принимаются не менее чем за 14 рабочих дней до предполагаемой даты.

Главный зал Центра управления полетами / ©Фото предоставлено московским Музеем космонавтики

Адрес: Московская область, г. Королев, ул. Пионерская, 4. Телефон: +7 (495) 513-4839

Институт медико-биологических проблем (ИМБП РАН)

Институт медико-биологических проблем — лучший в своей отрасли научный центр мира, основной задачей которого является обеспечение долгосрочного пребывания живых организмов в космосе.

Что смотреть: собственно «музей» ИМБП исчерпывается двумя кабинетами отцов-основателей — академиков Василия Васильевича Парина и Олега Георгиевича Газенко. Основная же экскурсия по институту проходит по его действующим лабораториям и стендам. Посетители смогут увидеть лабораторию иммерсионных экспериментов (наземный заменитель невесомости), центрифугу короткого радиуса, а также отдельные установки для живых организмов, отправляющихся в космос, например, искусственные «норы» для мышей или специальные «клетки» для песчанок с полной системой жизнеобеспечения.

Но, конечно, наибольший интерес для гостей института представляет Наземный экспериментальный комплекс (НЭК), в котором находится несколько модулей, имитирующих межпланетные космические корабли. Именно в этих помещениях, снаружи более похожих на огромные цистерны, проходили все самые известные изоляционные эксперименты института.

Среди них — «Марс-500», который проходил в 2007-2011 годах и состоял из трех периодов изоляции с разными экипажами — на 14, 108 и 520 суток с имитацией посадки и тремя выходами в скафандрах на поверхность «планеты» и «Луна-2015» с чисто женским экипажем. Сегодня в НЭКе проходит серия экспериментов проекта «SIRIUS», также включающая в себя несколько периодов изоляции — от 17 суток до года, с имитацией работ на окололунной орбите, отработку управления космическим кораблем и работ на лунной базе. Завершить проект планируется в 2023-2025 годах.

Как попасть: посещение ИМБП, как и большинства других режимных объектов, возможно только в составе организованных групп до 15 человек и, как правило, проходит не чаще одного раза в месяц по предварительным заявкам от предприятия или организации на имя руководства института. Самым же отчаянным и продвинутым любителям космоса можно порекомендовать принять участие в экспериментах ИМБП в качестве добровольца (и получить гонорар за участие). Информацию о планируемых экспериментах можно найти на сайте института.

Наземный экспериментальный комплекс Института медико-биологических проблем РАН / ©Фото предоставлено московским Музеем космонавтики

Адрес: Москва, Хорошевское шоссе, 76А. Телефоны: +7 (499) 195-2363, +7 (499) 195-1500

Центр подготовки космонавтов имени Гагарина. Звездный городок

ЦПК имени Гагарина – одна из самых знаковых точек на «космической» карте России, основанная в январе 1960 года как самостоятельная военная часть. Сегодня Звездный городок — ведущий мировой Научно-исследовательский испытательный центр по подготовке космонавтов к орбитальным миссиям. Уже в 1967 году по инициативе Юрия Гагарина здесь был основан Музей космонавтики Звездного городка, в залах которого представлены уникальные экспонаты истории покорения космоса, а также воссозданный кабинет Юрия Алексеевича, все предметы в котором — подлинные.

Что смотреть: экскурсия по технической территории центра включает осмотр зала тренажеров космического корабля, зала макета-тренажера станции «Мир» и зал макета тренажера Российского сегмента Международной космической станции). Посетители ЦПК увидят Центрифуги ЦФ-7 и ЦФ-18, гидролабораторию и «Выход-2» — уникальный тренажер для отработки выхода в открытый космос, на котором с помощью системы подвесов можно имитировать состояние невесомости, а также гравитацию Луны и других планет. Так же в ходе экскурсии можно проверить и натренировать свой вестибулярный аппарат в ходе занятия на специальном тренажере, используемом для подготовки космонавтов.

Экскурсии проводят специалисты и инструкторы центра. Если повезет, то во время посещения ЦПК вы можете встретить действующих космонавтов, проходящих подготовку к полету, а на улицах городка — прославленных героев космоса, многие из которых живут и работают в Звездном.

Как попасть: запись на проведение экскурсий и экскурсионных программ в ЦПК производится заблаговременно. После согласования даты и времени посещения необходимо направить письменную заявку по телефону-факсу ЦПК и проверить ее прохождение. Документы в электронном виде предоставляются на электронный адрес центра.

Центр подготовки космонавтов. Гидролаборатория / ©Фото предоставлено московским Музеем космонавтики