Хотите получать важные новости науки?
Подписаться
  • Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
24.03.2021
Василий Парфенов
18
5 971

Марсианский вертолет готовится к полету: Perseverance сбросил его защитный кожух и выдвинулся к «аэродрому», где уронит Ingenuity на грунт

4.3

Инженеры NASA на Земле и пара роботов на Марсе готовятся к знаменательному событию — первому управляемому полету в атмосфере другого небесного тела. Ровер Perseverance сбросил защитный кожух дрона-вертолета Ingenuity, прикрепленного к его днищу, и выдвинулся в сторону своеобразного аэродрома. На сравнительно ровной площадке техника выполнит комплекс процедур по сбросу вертолета на грунт.

Марсианский вертолет готовится к полету: Perseverance сбросил его защитный кожух и выдвинулся к «аэродрому», где уронит Ingenuity на грунт
Панорама пространства под ровером Perseverance после того, как защитный кожух Ingenuity был сброшен (лежит внизу, сам вертолет закреплен горизонтально под днищем марсохода). Изображение составлено из нескольких квадратных снимков, сделанных инструментом SHERLOC, который размещен на руке-манипуляторе / ©NASA, JPL-Caltech, MSSS / Автор: Екатерина Лебедева

Согласно официальному пресс-релизу Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA), подготовка к первому полету идет полным ходом. Он запланирован на начало апреля — не ранее восьмого числа. Но времени не так много, как кажется: помимо пути до «летного поля», который занял пару дней, сам процесс сброса вертолета продлится почти неделю. А после этого инженерам на Земле предстоит провести серию проверок всех систем Ingenuity.

Во вторник, 23 марта, в официальном Twitter-аккаунте марсохода Perseverance появилось подтверждение сброса защитной крышки вертолета. Запись сопровождалась снимком кожуха сложной формы, сделанного из углеволокна, который лежит на поверхности Марса, под днищем ровера. Серию снимков сделали при помощи камеры SHERLOC, размещенной на манипуляторе робота. Над уже ненужной крышкой виден сложенный и повернутый набок Ingenuity — он все еще находится в транспортной конфигурации.

Марсианский вертолет готовится к полету: Perseverance сбросил его защитный кожух и выдвинулся к «аэродрому», где уронит Ingenuity на грунт
Карта зоны предстоящих полетов относительно места посадки Perseverance. Вертолет Ingenuity будет «высажен» с ровера на «летном поле» в течение пары дней / ©NASA, JPL-Caltech, University of Arizona

Значит, в момент написания этой новости марсоход уже движется в сторону тщательно выбранной площадки на поверхности Красной планеты. Это квадратная область со стороной в десять метров, ровная и свободная от естественных препятствий. Дорога до нее займет пару дней. Затем Perseverance еще раз проверит состояние вертолета у себя «под брюшком», и начнется многоэтапный процесс выгрузки Ingenuity. Он продлится не менее шести солов (марсианских суток), в каждый из которых роботы будут выполнять ряд команд, а потом отправлять на Землю отчет и ждать его анализа инженерами:

  • сначала произойдет разблокировка крепления вертолета к марсоходу путем контролируемого разрушения фиксирующего болта;
  • на следующий сол сработает пиропатрон, удерживающий крепежный рычаг упругим тросом — вертолет откинется от днища ровера примерно на 45 градусов, и первые две его ножки разложатся;
  • далее небольшой электромотор завершит поворот Ingenuity под днищем Perseverance в вертикальное положение, теперь вертолет находится на расстоянии всего 13 сантиметров над грунтом;
  • на пятый сол произойдут раскладывание еще двух опор Ingenuity и финальная проверка его состояния перед отделением от марсохода — теперь их соединяет лишь один болт и два десятка тонких проводков; этот шаг самый волнительный — на нем случится последняя зарядка батарей вертолета от бортовой сети Perseverance, дальше ему придется питаться только от собственной маленькой солнечной панели;
  • в шестой, последний сол операции вертолет сбросят на грунт, а ровер должен сразу отъехать примерно на пять метров назад, чтобы на солнечные батареи Ingenuity впервые после испытаний и сборки на Земле попал свет.
Проверка процедуры отделения вертолета от марсохода в чистой комнате NASA Jet Propulsion Laboratory / ©NASA, JPL-Caltech, YouTube

Каждый из вышеописанных этапов команда миссии будет контролировать благодаря снимкам. Результат, который все ожидают: Ingenuity четырьмя своими тоненькими ножками стоит на марсианской поверхности, четко видимый в объективы навигационных камер Perseverance. После отделения от марсохода у вертолета будет 30 солов на выполнение единственной задачи — полета. Это не означает, что по истечении срока летающий робот отключится: просто на большее время работы демонстратор технологий не рассчитывался. Как известно из опыта, созданная в Jet Propulsion Lab техника нередко превосходит «гарантийный пробег», но уверенности в этом никогда нет.

Первые дни своей «самостоятельной» жизни роботизированные марсианские исследователи проведут, устанавливая друг между другом канал передачи данных и отправляя телеметрию на Землю. Perseverance должен прислать фотографии (и, возможно, видео) вертолета со всех сторон, а также передать полученные от него результаты самостоятельной проверки всех систем. Как только инженеры убедятся, что все в порядке, Ingenuity получит команду раскрутить свои винты — пока не на полную скорость, чтобы не взлететь.

Учитывая вышеописанные процедуры «высадки» первого внеземного вертолета, можно смело предположить, что все последующие операции тоже займут немало времени. Ранее 8 апреля ждать полета не стоит, да и эта дата может быть не окончательной.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
mostly harmless Есть телега: https://t.me/tempest_exults
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 18:58
Игорь Байдов

За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».

Вчера, 17:23
Людмила Соколова

Чтобы понять, как часто за пределами Солнечной системы встречаются миры, похожие на Землю, ученые из Калифорнийского университета (США) провели статистический анализ 517 экзопланет. Результаты показали, что всего три мира, включая наш, соответствуют критериям потенциальной обитаемости. Наиболее перспективными из них оказались Kepler-22b и Kepler-538b.

Вчера, 11:35
Игорь Байдов

Команда исследователей из Италии и США предложила два способа, с помощью которых гипотетический зонд сможет быстро добраться до одного из самых отдаленных и малоизученных объектов Солнечной системы. Речь о Седне — транснептуновом теле, которое находится за орбитой Плутона. По мнению инженеров, эти передовые технологии смогут доставить аппарат к Седне за семь и 10 лет.

Позавчера, 18:58
Игорь Байдов

За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

Вчера, 17:23
Людмила Соколова

Чтобы понять, как часто за пределами Солнечной системы встречаются миры, похожие на Землю, ученые из Калифорнийского университета (США) провели статистический анализ 517 экзопланет. Результаты показали, что всего три мира, включая наш, соответствуют критериям потенциальной обитаемости. Наиболее перспективными из них оказались Kepler-22b и Kepler-538b.

17 июня
Адель Романова

Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

5 июня
Александр Березин

Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

18 Комментариев
Серг Смит
25.03.2021
-
0
+
Ничо, мы скоро тош полетим. Туда. Или дальше...
Asmite Qielee
24.03.2021
-
0
+
Почему используется такая деталь как пиропатроны? Неужели надёжнее электромеханического крепежа?
    Asmite Qielee
    24.03.2021
    -
    0
    +
    Кстати при сбросе на поверхность Марса он может подпрыгнуть гораздо выше, аккурат солнечной панелью в днище марсохода
    +
      ещё комментарии
    Roman Markin
    24.03.2021
    -
    0
    +
    У меня возник тот же вопрос.
    +
      ещё комментарии
      Asmite Qielee
      24.03.2021
      -
      0
      +
      Там по идее вместо этой многоступенчатой схемы отделения хватило бы одного манипулятора. И поскольку манипуляторы на марсоходе есть, можно было бы совместить полезное с приятным
        Asmite Qielee
        24.03.2021
        -
        0
        +
        Возможно весь секрет в непреодолимой любви амероканцев к машинам Голдберга)
        В этой фразе столько надменности, непонимания всех сложностей и технической безграмотности, что я вообще жалею о написании статьи. Там полторы тысячи знаков потрачены на подробное объяснение, как и почему именно так будет происходить процесс. Каждый шаг необходимо контролировать и перепроверять несколько раз, корректировать действия если вдруг что пошло не по плану. Как это можно сделать манипулятором и каким вообще? Роботизированная рука Perseverance -- это "голова" с пачкой спектрометров, буром и устройством забора образцов, на трех шарнирах, а не клешня, как в автомате "попробуй вытащить игрушку за 50 рублей". И даже если бы она имела захваты, каким образом вообще можно без прямого управления гарантированно и безопасно оторвать от брюха вертолет весом 1,8 килограмма, разложить и поставить на грунт?
          О написании статьи не жалейте. Испытываю то же иногда. Но это неверное чувство. Пишите, Василий, пишите. Читатели найдутся. Ну, а разница мнений - пусть будет, она не оскорбительна. Сэ ля ви.
          Asmite Qielee
          24.03.2021
          -
          0
          +
          Всё очень просто, не нужно волноваться так. Манипулятор выполнил бы запрограммированные заранее действия по установке дрона на грунт, без проверок и перепроверок по месяцу. Вы слишком цепляететесь за прошлое, это верный путь в никуда при освоении новых пространств. Как-то так. Маск рискует и пьёт шампанское. Наса месяцами опускает дрон на Марс и глотает пыль за победителем.
            Asmite Qielee
            24.03.2021
            -
            0
            +
            Ну и вопрос к размышлению, зачем лепить снизу то, что предназначено взлететь? Я понимаю, что инженеры там гении, однако дрон можно было разместить н а марсоходе, минуя все эти ненужные никому схемы отделения с пиропатронами. Особенно поразили дырки в днище марсохода, куда входят ноги дрона при этой схеме его раскладывания. Это верх инженерной мысли, с этим и спорить бесполезно
              -
              0
              +
              Если дрон не взлетит, он так и останется на крыше мертвым грузом, мешая другим приборам. Или того хуже навернется сверху. Такая мысль вам в голову не приходила? А ведь именно способность летать в разряженной атмосфере собираются проверить инженеры НАСА. Пыль поднятая винтом при старте прямо с марсохода может замусорить оптику, да и остальным механизмам не пойдет на пользу. Поэтому его осторожненько высаживают на грунт и отъезжают подальше. Но вы все же попробуйте к ним консультантом, а то их марсоходы что-то слишком редко ломаются. Ездят и ездят сверх срока.
    Я не уверен, что это прям пиропатрон, но по-другому перевести не придумал как: >cable-cutting pyrotechnic device А вопрос "почему именно так" имеет смысл адресовать в JPL, я без понятия. Видимо посчитали, что так проще, легче и надежнее
    +
      ещё комментарии
      Василий, вы правильно перевели. Есть целый класс таких патронов, кэйбл-каттинг. В русском переводе это все пиропатроны. Аналогичные пиропатроны для перерезания стропы разрифовки на транспортных парашютных системах тоже так называются.
На 12 апреля, день космонавтики. Спасибо, Василий, интересный материал.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно