Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В МФТИ выяснили, как пользователи соцсетей влияют на мнение друг друга
Ученый-математик провел глубокий анализ того, как люди в социальных сетях влияют друг на друга. Исследование позволяет предсказывать, как и насколько сильно изменится мнение конкретного пользователя в зависимости от его окружения в социальной сети.
Результаты работы опубликованы в The Journal of Mathematical Sociology. Проведенный анализ динамики мнений анонимизированной выборки из 1,6 миллионов пользователей выявил присутствие сразу двух компонент социального влияния: ассимилятивной (заставляющей мнения индивидов стремиться друг к другу) и диссимилятивной (вызывающей рост различий во взглядах).
Диссимилятивное влияние — это механизм, который является, пожалуй, наиболее простым и элегантным объяснением поляризации взглядов в обществе: макроявления, наблюдаемого во многих странах мира применительно к различным социально значимым повесткам, начиная от политики и заканчивая вопросами глобального потепления. При этом баланс между этими двумя компонентами определяется разницей во мнениях между источником и объектом влияния.
Оказалось, что ассимилятивное влияние наиболее вероятно, если величина разногласий между пользователями не слишком мала и в то же время не слишком велика. «Иными словами, если вы пытаетесь убедить человека, который изначально настроен против ношения медицинских масок, в том, что маски носить все-таки нужно, то чересчур сильные аргументы могут заставить его только укрепиться в своем мнении; слишком мягкие аргументы также могут не подействовать — нужна “золотая середина”», — рассказал Иван Козицин, сотрудник лаборатории активных систем Института проблем управления имени В. А. Трапезникова РАН и кафедры высшей математики МФТИ.
Мнение людей часто меняется с течением времени, и большой вклад в этот процесс вносят онлайновые социальные сети. В отличие от старых форм связи, которые ограничивали донесение информации, онлайн-платформы на сегодня позволяют транслировать любую информацию неограниченному количеству людей. Это по-настоящему масштабные информационные каскады, которые сложно идентифицировать и исследовать, но, по мнению ученых, это стоит того.
«Понимание механизмов, лежащих в основе процессов формирования мнений, — чрезвычайно сложная и важная задача, которая имеет приложения в таких сферах, как маркетинг, социологические исследования и политические технологии. С другой стороны, умение прогнозировать то, каким образом та или иная информация повлияет на взгляды людей, может помочь эффективно бороться с фейковыми новостями», — продолжил Иван Козицин.
Полученные результаты важны еще и потому, что — это достаточно весомый аргумент в пользу существования диссимилятивного влияния. Дело в том, что в теоретических работах данному типу влияния отводится очень важная роль, однако эмпирические исследования, подтверждающие его существование, подвергаются критике со стороны научного сообщества.
Но, как говорят математики, в системе еще очень много неизвестных переменных: до конца неясно, какую роль в рассматриваемых процессах играет тот факт, что пользователи могут создавать новые знакомства, меняя тем самым структуру каналов, по которым распространяются информационные волны; кроме того, необходимо учитывать, что в онлайн-платформах сейчас широко применяются алгоритмы ранжирования, которые могут также значительно влиять на информационный баланс. На все эти вопросы предстоит ответить в дальнейшем.
Уникальность этого исследования состоит в том, что оно связывает сущности, которые до сих пор появлялись в научной литературе преимущественно по отдельности друг от друга: с одной стороны, это (конкурирующие) математические модели социального влияния, описывающие, как люди влияют друг на друга (на микроуровне) и к каким макропоследствиям это может привести.
С другой стороны, это эмпирика — данные, представляющие реальные социальные процессы, которые зачастую чрезвычайно сложно добыть и правильно обработать, особенно если речь идет об in vivo экспериментах, при которых исследователь не вмешивается в сам процесс, наблюдая за ним со стороны. «Здесь на помощь пришли онлайновые социальные сети, открытая информация из которых позволила провести идентификацию крупномасштабной социальной динамики в том виде, который допускает применение этих самых моделей социального влияния», — дополнил Иван Козицин.
Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.
Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.
Характеристики поверхности оказались менее значимыми для ee намокания, чем скорость падения жидкости. А крошечные капли смогли прикрепиться даже к тефлону.
Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.
Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.
Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.
Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.
Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.
Недавнее появление в Солнечной системе межзвездного объекта 3I/ATLAS вызвало новую волну обсуждения вопроса о том, как отличить комету или астероид от внеземного космического корабля либо другого артефакта, не созданного человечеством. Астрономы рассказали, что у искусственного объекта могут быть четыре характерные особенности.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии