Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Тюменский литературовед рассказала о роли растительных образов в повести Набокова
Исследователь из ТюмГУ изучила то, как растительные образы участвуют в организации сюжета, художественного мира, а также характеризуют восприятие героя в рассказе Владимира Набокова.
Связь природного и рукотворного мира можно назвать важной проблемой в творчестве Набокова. Растительные, энтомологические, зоологические образы в произведениях писателя организуют художественный мир, портрет героев, выступают в роли сюжетообразующих аллюзий. Талантливый писатель, по мнению Набокова, также внимателен к природе, как и исследователь-натуралист: «Художник должен знать этот мир» для того, чтобы «вновь создавать его».
Статья «Мандрагора в райском саду: растительные образы в повести В. Набокова «Волшебник» кандидата филологических наук ассистента кафедры русской и зарубежной литературы СоцГум ТюмГУ Анастасии Дроздовой вышла в «Вестнике Тюменского государственного университета». В ней говорится, что в произведениях, написанных перед переездом Набокова в Америку, противопоставление естественного и точного «творческого вымысла» недостоверному «пошлому умыслу» связано с проблемой выбора языка. Ученая исследовала растительные образы (всего 29 наименований) в повести «Волшебник», организующие райское пространство и передающие авторскую оценку речевой стратегии героя.
С одной стороны, литературные и библейские коннотации растительных образов связаны с утопическим эдемским миром, где души праведников не испытывают нужды и переживают «блаженство» («он думал, блаженствуя на внутреннем припеке, о сладком союзе умышленного и случайного»). В произведениях Набокова райские плоды выступают «символом неуничтожимой полноты бытия» и указывают на «возвращение в Отчий дом», – у Набокова-модерниста трудно различимы рай небесный и рай земной.
С другой стороны, двойственная характеристика пространства, где произрастают райские плоды («вечная детская»), указывает на демоническую природу страсти героя к нимфеткам: жизнь с юной девочкой, которая представляется герою эдемом, оборачивается адскими муками. У Набокова на смену четкому дантовскому делению на ад, чистилище и рай приходит пространство, в котором смешиваются характеристики ада и рая, но где, однако, преобладает ад. В процессе исследования текста рассказа автор статьи приходит к выводу, что, создавая образ девочки-растения в «цветущей фантазии»-раю, Набоков подчеркивает, что демонические коннотации этого образа – плод вымысла героя, тогда как невинность девушки связывается с образом другого рода – с лавровым деревом нимфы Дафны.
Так портрет девочки вводится с помощью колористических ассоциаций: реализуется этимологическое значение колоронима «каштановый» (цвет и запах волос: «обдавая его каштановым запахом мягких волос»). Юная особа уподобляется дереву: «сморщенный листок дрожал у нее в волосах», «смешиваясь с родственной ей игрой света под лилово-зелеными деревьями» (девочка одета в лиловое платье), «розово-озаренное лицо с тенью листьев на лбу», «обвила вокруг его затылка сонную руку».
Древесные образы позволяют сопоставить сюжет о преследовании девочки с мифом о Дафне, которая, чтобы избежать любви Аполлона, превратилась в дерево. И для всеведущего повествователя, и для героя цветущий рай связан с миром детства: дети, как существа, обитающие в Эдеме, непорочны. Точка зрения всеведущего повествователя позволяет сравнить героя с палачом, не только поступками, но и манерой речи пытающимся скрыть свое преступление.
Эвфемистические образы и образы, обозначающие растения-фантомы, вводятся через точку зрения героя-маньяка, они указывают на творческое бессилие, утилитарное отношение к красоте. Рукотворный и природный миры объединяет гармония художественного замысла, тогда как противоестественный умысел дисгармоничен, антипоэтичен. Таким образом, неправильные выражения в структуре растительных образов, их чувственная семантика позволяет Набокову вывести тему «противоестественной красоты» в область естественно-научной и языковой проблематики: «противоестественные» замыслы героя оказываются эстетически неполноценными. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ.
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
Коллектив исследователей из МФТИ и Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича (ИППИ РАН) разработал математическую модель, описывающую, как системы искусственного интеллекта влияют на собственное будущее, обучаясь на данных, которые сами же и породили. Ученые создали теоретический каркас, объясняющий природу «цифровых эхо-камер» и механизм, из-за которого умные алгоритмы со временем могут терять адекватность или усиливать социальные предрассудки.
Является ли моногамия естественным состоянием для человека? Новое исследование, основанное на анализе почти 200 тысяч родословных млекопитающих, подтвердило это суждение, поместив Homo sapiens в один эволюционный ряд с сурикатами и гиббонами.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
