Хотите получать важные новости науки?
Подписаться
  • Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
7 часов назад
ФизТех
2
193

Российские ученые впервые точно определили источники шума сверхзвукового самолета с помощью суперкомпьютера

4.4

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

Крыло прототипа сверхзвукового бизнес-джета / © Tatiana K. Kozubskaya, Gleb M. Plaksin, Ivan L. Sofronov, Pavel V. Rodionov, Supercomputing Frontiers and Innovations

Результаты исследования, имеющие важное значение для проектирования малошумных летательных аппаратов будущего, опубликованы в журнале Supercomputing Frontiers and Innovations.

Снижение шума гражданских самолетов, особенно вблизи аэропортов, является одной из приоритетных задач современной авиационной индустрии. Жесткие требования Международной организации гражданской авиации (ICAO) стимулируют разработчиков к поиску новых решений для уменьшения акустического следа летательных аппаратов.

Это в полной мере относится и к перспективным сверхзвуковым бизнес-джетам, разработка которых активно ведется в ряде стран. Если аэродинамические характеристики самолетов сегодня успешно рассчитываются с помощью численного моделирования, то точная численная оценка акустических характеристик все еще остается сложной и ресурсоемкой задачей. Однако постоянный рост производительности суперкомпьютерных кластеров делает такие расчеты все более доступными, по крайней мере, для отдельных, наиболее важных конфигураций.

Целью недавнего исследования было численное моделирование и локализация источников шума, возникающих на крыле прототипа сверхзвукового бизнес-джета в посадочной конфигурации – то есть с выпущенной взлетно-посадочной механизацией (предкрылками и закрылками). Для этого ученые применили комплексный подход, сочетающий два основных метода.

Рисунок 2. Общая структура расчетных сеток. Слева сетка Level A показана издалека, справа –  вблизи /
© Tatiana K. Kozubskaya, Gleb M. Plaksin, Ivan L. Sofronov, Pavel V. Rodionov, Supercomputing Frontiers and Innovations

Первый – это вихреразрешающее численное моделирование нестационарного турбулентного обтекания крыла с использованием методов вычислительной гидродинамики и вычислительной аэроакустики.

Второй – метод акустической локации источников шума в ближнем поле, известный как численный бимформинг. Этот метод, основанный на обработке сигналов с виртуальных микрофонных решеток, позволяет «прослушать» поверхность крыла и выявить наиболее интенсивные источники шума.

Моделирование проводилось для геометрии крыла длиной 45 м и размахом 20 м, находящегося в воздушном потоке со скоростью 68 м/с под углом атаки 10 градусов, что соответствует числу Маха 0.2. Благодаря симметрии задачи расчеты проводились для половины планера, что позволило сократить вычислительные затраты.

Для моделирования были использованы две расчетные сетки разной степени детализации: Level A (около 46,5 миллионов ячеек) и Level B (около 220 миллионов ячеек), что позволило оценить влияние размера сетки на результаты.


Рисунок 3. Поверхность Фокса Уильямса–Хокингса и точки дальнего поля, используемые для расчета диаграммы направленности шума / © Tatiana K. Kozubskaya, Gleb M. Plaksin, Ivan L. Sofronov, Pavel V. Rodionov, Supercomputing Frontiers and Innovations

Расчеты выполнялись с использованием программного комплекса NOISEtte, разработанного в ИПМ им. М.В. Келдыша РАН и адаптированного для высокопроизводительных вычислений на CPU и GPU. Для накопления данных на временном интервале, достаточном для анализа низкочастотного шума (порядка 0.88 секунды реального времени), потребовались десятки часов счета на суперкомпьютере «Ломоносов-2» c использованием 8 (Level A) и 24 (Level B) графических ускорителей NVIDIA Tesla V100.

Для расчета распространения шума на большом расстоянии от прототипа самолета использовался метод Фокса Уильямса–Хокингса (FWH). Акустические данные для этого метода собирались в узлах расчетной сетки, формирующих некоторую охватывающую крыло поверхность вне зон сильной нелинейности.

Результаты численного моделирования показывают сложную турбулентную вихревую структуру течения над крылом, которое и является основным источником шума. Как и ожидалось, более подробная сетка Level B позволяет воспроизвести более мелкие турбулентные структуры, что приводит к появлению более высокочастотных гармоник в получаемых акустических спектрах. Анализ распределения спектральной плотности мощности пульсаций давления вдоль передней и задней кромок крыла выявил расположение основных пиков интенсивности шума. На передней кромке они связаны с изменением угла стреловидности и потерей устойчивости вихря у корневой части первого предкрылка. На задней кромке повышение интенсивности шума создается вихрями, формирующимися над различными секциями закрылков, и их взаимодействием.

Иван Софронов, профессор кафедры вычислительной физики МФТИ, пояснил: «Одной из ключевых особенностей нашего исследования является комбинация прямого моделирования шума и его последующей локализации с помощью численного бимформинга. Впервые недавно разработанный нами метод численного бимформинга был применен для анализа акустических источников полномасштабной геометрии модели прототипа самолета. Это позволило не просто рассчитать общий уровень шума крыла прототипа сверхзвукового гражданского самолета на режиме посадки, но и понять, какие именно элементы конструкции и какие гидродинамические явления вносят наибольший вклад в его генерацию».

Рисунок 4. Результаты моделирования на сетках Level A (слева) и Level B (справа). Красная линия показывает положение поверхности Фокса Уильямса–Хокингса / © Tatiana K. Kozubskaya, Gleb M. Plaksin, Ivan L. Sofronov, Pavel V. Rodionov, Supercomputing Frontiers and Innovations

Метод численного бимформинга позволяет восстанавливать распределение интенсивности источников шума на исследуемой поверхности (в данном случае на поверхности, аппроксимирующей крыло) по акустическим сигналам, зарегистрированным на массиве виртуальных микрофонов. По сути, решается изначально некорректная обратная задача нахождения правой части в уравнении Гельмгольца. Тем не менее, предложенный алгоритм является устойчивым  и обеспечивает необходимую точность благодаря исключению неединственности искомой функции (нужна априорная информация) и применению физически обоснованного способа дискретизации оператора переноса излучения.

Ученые рассмотрели два типа источников: монопольные и дипольные. При этом первые могут быть смесью как непосредственно монополей, так и касательных компонент дипольного момента на аппроксимирующей крыло поверхности. В то время как для дипольных источников отыскивается их нормальная компонента.

Важной частью исследования стала верификация метода численного бимформинга. Для этого спектры уровня звукового давления в нескольких контрольных точках в среднем поле, рассчитанные методом Фокса Уильямса–Хокингса, сравнивались со спектрами, полученными акустическим излучением от источников, реконструированных с помощью бимформинга.

Сравнение показало хорошее соответствие результатов, особенно для монопольного типа источников. Это подтверждает корректность и надежность разработанного подхода к локализации распределенных источников шума.

Анализ диаграмм направленности шума в дальнем поле показал, что на низких частотах (до 250 Гц) доминирует дипольный характер излучения, в то время как на высоких частотах (1 кГц и выше) преобладает монопольный. Это знание важно для разработки стратегий снижения данного шума, так как механизмы генерации и распространения монопольного и дипольного шума различны.

Рисунок 5. Распределение спектральной плотности мощности пульсаций давления вдоль передней (сверху) и задней (снизу) кромок крыла (слева – для сетки Level A, справа – для сетки Level B) / © Tatiana K. Kozubskaya, Gleb M. Plaksin, Ivan L. Sofronov, Pavel V. Rodionov, Supercomputing Frontiers and Innovations

Новизна работы заключается в комплексном подходе к анализу шума самолета, сочетающем ресурсоемкое прямое моделирование с решением обратной задачи локализации источников. Это позволяет не только предсказывать уровни шума, но и выявлять их физические причины, что открывает путь к эффективной оптимизации конструкции летательного аппарата с целью уменьшения производимого им шума.

Рисунок 6. Карты интенсивности монопольных (слева) и дипольных (справа) источников для частоты 500 Гц. Они показывают, что основные источники шума действительно локализуются вблизи кромок крыла, причем наиболее интенсивные – на задней кромке / © Tatiana K. Kozubskaya, Gleb M. Plaksin, Ivan L. Sofronov, Pavel V. Rodionov, Supercomputing Frontiers and Innovations

Результаты исследования имеют большое практическое значение для авиационной промышленности. Они могут быть использованы инженерами-конструкторами для верификации и улучшения существующих полуэмпирических моделей шума крыльев гражданских самолетов, а также для разработки новых конструктивных решений, направленных на снижение шума от элементов планера, таких как кромки крыла и его механизация.

В дальнейшем ученые планируют применить разработанную методологию для анализа других конфигураций и режимов полета сверхзвуковых самолетов, а также для исследования шума других типов летательных аппаратов.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), известен также как Физтех — ведущий российский вуз по подготовке специалистов в области теоретической, экспериментальной и прикладной физики, математики, информатики, химии, биологии и смежных дисциплин. Расположен в городе Долгопрудном Московской области, отдельные корпуса и факультеты находятся в Жуковском и в Москве.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 17:59
Татьяна

Ученые продолжают исследовать генетическую историю народов Европы. Один из важнейших регионов — Среднедунайская, или Паннонская, равнина. Сейчас это территория, главным образом, Венгрии, Румынии. В конце неолита здесь произошли радикальные изменения археологических культур. Что стало причиной? Миграции, экономика, а может быть, климатические катаклизмы? Авторы новой работы дали ответ, изучив кровные связи жителей.

Сегодня, 10:38
Evgenia Vavilova

Квантовые спиновые жидкости (КСЖ) обещают ученым развитие в областях квантовых вычислений и передачи энергии без потерь. В них магнитные моменты частиц теоретически не должны упорядочиваться даже при охлаждении до абсолютного нуля температур.

5 часов назад
Елена Андреевна

Состояние паралича, в которое впадают разные виды животных, хорошо известно и задокументировано. Обычно оно считается защитной реакцией в случае опасности, но никаких доказательств этому до сих пор нет. Особенно загадочным остается поведение обитателей океана, притворяющихся мертвыми. Ученые проверили существующие объяснения этого эффекта и сделали неожиданные выводы.

20 июня
Александр Березин

Выбросы углекислого газа, которые возникнут при сжигании доказанных запасов ископаемого топлива всего 200 компаний, будут настолько велики, что для их компенсации нужны новые леса в десятки миллионов квадратных километров. По крайней мере, так считают авторы новой научной работы. Однако исследование их предшественников ставит эти выводы под серьезное сомнение.

Вчера, 17:59
Татьяна

Ученые продолжают исследовать генетическую историю народов Европы. Один из важнейших регионов — Среднедунайская, или Паннонская, равнина. Сейчас это территория, главным образом, Венгрии, Румынии. В конце неолита здесь произошли радикальные изменения археологических культур. Что стало причиной? Миграции, экономика, а может быть, климатические катаклизмы? Авторы новой работы дали ответ, изучив кровные связи жителей.

Вчера, 07:43
Андрей Папиш

Крупнейшее в мире озеро, Каспийское море, давно теряет свой объем по разным причинам, специалисты указывают на перемены климата как глобального, так и регионального. Российские океанологи недавно обнаружили на севере Каспия новый остров, очередное подтверждение обмеления моря. Naked Science связался с учеными, открывшими участок суши, и выяснил подробности.

17 июня
Адель Романенкова

Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.

5 июня
Александр Березин

Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.

19 июня
ЮФУ

В ЮФУ придумали новый остроумный способ тестировать ИИ на способность работать в реальных ситуациях использования русского языка. Исследователи искусственного интеллекта из МИИ ИМ ЮФУ предлагают использовать интеллектуальные языковые игры, как пример — заставлять ИИ отвечать на вопросы из архива телевикторины «Что? Где? Когда?» и «Своей игры». Инициативу прокомментировал опытный игрок.

[miniorange_social_login]

Комментарии

2 Комментария
Сергей Строганов
5 часов назад
-
1
+
Не написано главного - какой процент шума создаёт крыло, а какой - двигатель. Если, напрмер, двигатель это 80% шума, то оптимизировать оставшиеся 20% и снизить их до 15% как-то мало имеет смысла.
Stellar Smith
6 часов назад
-
-1
+
Это мое свидетельство о том, как я наконец присоединился к новому мировому порядку, Иллюминати, после того, как я пытался присоединиться более 2 лет, но мошенники несколько раз забирали у меня деньги. Я так долго искал, чтобы присоединиться к Иллюминати, но мошенники продолжали забирать мои деньги, пока в начале этого года я не встретился с Лордом Феликсом онлайн. Я связался с ним и все ему объяснил, и он порекомендовал мне регистрацию, и я заплатил за большого члена, чтобы начать, и я был посвящен в Мировой порядок онлайн, и я получаю сумму в размере 1 000 000 долларов США на свой банковский счет мгновенно после моего ритуала посвящения онлайн, и также я буду зарабатывать 33 000 долларов США ежемесячно, я очень счастлив! И обещаю распространять добрые дела Лорда Феликса. Если вы заинтересованы в присоединении к новому мировому порядку Иллюминатов сегодня, свяжитесь с Лордом Феликсом сегодня вместо того, чтобы соглашаться на мошенников, которые забирают ваши деньги под предлогом помощи вам в присоединении. Свяжитесь с Лордом Феликсом по электронной почте illuminatiofficial565@gmail.com или WhatsApp +447918641801
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно