Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые рассказали, стоит ли делать уроки вместе с ребенком
По статистике, большинство обучающихся тратят на выполнение домашнего задания около трех часов в день, но более высокие результаты отмечаются у тех ребят, кто уделяет этому занятию от трех–четырех. Родители часто оказываются перед сложным выбором: активно помогать ребенку с домашними заданиями, рискуя лишить его самостоятельности, или доверить ему ответственность, но, возможно, столкнуться со снижением успеваемости. Какой вариант лучше и почему – рассказали ученые Пермского Политеха.
Эксперт Дуванская Мария, доцент кафедры «Социология и политология» ПНИПУ, кандидат психологических наук, утверждает, что первоочередная задача родителя — использовать совместную работу над домашними заданиями как инструмент для поддержания и углубления эмоциональной связи.
– Сохранение эмоционального контакта с ребенком в ходе совместной учебной деятельности обеспечивает поле психологической стабильности и познавательной активности. Выполняя функцию партнера, а не стороннего наблюдателя или контролера, взрослый формирует атмосферу доверия, способствующую снижению стресса и укреплению позитивного восприятия образовательного процесса. Подобный формат сотрудничества исключает оценку помощи как давления, превращая ее во взаимодействие, основанное на признании самостоятельности учащегося. Данный подход стимулирует развитие внутренней учебной мотивации, способности к самоорганизации и осознанное отношение к личным академическим достижениям, – комментирует Мария Дуванская.
Важно учитывать, что гиперконтроль, когда родитель выступает в роли «надзирателя», лишает ребенка возможности принимать решения, что напрямую ведет к риску полной потери самостоятельности.
Домашнее задание выполняет также множество неочевидных функций, выходящих далеко за рамки подготовки к урокам.
– Помимо своей прямой цели, оно служит инструментом воспитания, пространством для содержательной коммуникации между родителем и ребенком и, что немаловажно, является формой непрерывного обучения самих родителей, позволяя им оставаться в контексте школьной программы, – рассказывает Кощеев Эдуард, старший преподаватель кафедры «Социология и политология», заведующий учебной лабораторией «Лаборатория проблем высшего образования».
По мнению ученого ПНИПУ, пока не предложено ни одной системной альтернативы, способной полноценно заменить весь этот комплекс задач. Более надежной стратегией становится не отрицание практики совместного выполнения домашнего задания, а извлечение и максимальное использование того «рационального зерна» — развивающего, коммуникативного и воспитательного потенциала, — которое в ней заложено.
Эффективность помощи напрямую зависит от учета нескольких факторов. Возраст ребенка является определяющим: если в начальной школе детям необходима подмога, то у подростков 12–13 лет фокус смещается на общение со сверстниками. С 9 класса, когда формируется профессиональная направленность, родитель выступает в роли ментора в выстраивании образовательной траектории.
– Современное поколение учащихся демонстрирует высокую самостоятельность, что требует пересмотра подходов. Для представителей поколения зумеров эффективна работа без жестких рамок, в гибком временном режиме. В то же время с альфа-поколением необходим более четкий контроль, однако важна здоровая середина между свободой и надзором, так как чрезмерный контроль ведет к эмоциональной разлуке, – дополняет Мария Дуванская.
Учет гендерного фактора при организации домашней работы является важным элементом индивидуального подхода, поскольку психофизиологические особенности мальчиков и девочек могут обусловливать различия в познавательных стратегиях, мотивации и восприятии информации.
– Для мальчиков часто более эффективны подходы, предполагающие соревновательный элемент, четкие рамки и ориентацию на результат, в то время как для девочек нередко значимы сотрудничество, эмоциональный контекст задания и процессуальная сторона деятельности. Также немаловажной составляющей остается гибкость в выборе методов помощи — например, через дифференциацию заданий или форматов взаимодействия — позволяет не только повысить эффективность освоения материала, но и способствует гармоничному развитию личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, выходящих за рамки стереотипных представлений, – рассказывает ученая ПНИПУ.
Современная образовательная парадигма, смещая акцент с репродуктивных (на повторение и запоминание) заданий на творческие, трансформирует и роль репетиторства. Если ранее приглашение репетитора могло восприниматься как универсальное решение для «натаскивания» на результат, то теперь его функция должна быть пересмотрена.
– В начальной школе привлечение репетиторов считается педагогически неоправданным, поскольку их вмешательство может препятствовать формированию базовых познавательных стратегий и самостоятельности ребенка. Ключевую поддерживающую роль в этот период должен выполнять родитель, выступая как наставник и организатор учебной деятельности. Актуальность репетиторских услуг возникает лишь в среднем и старшем звене, когда требуется углубленная предметная специализация, и только при условии сохранения координирующей роли за школьным учителем как основным носителем образовательной траектории ученика и непосредственным исполнителем обучающей функции, – объясняет Мария Дуванская.
Это распределение ролей обеспечивает целостность образовательного процесса: родитель создает поддерживающую среду для развития, учитель осуществляет непосредственное обучение, а репетитор (при необходимости) оказывает целевую поддержку в освоении сложных тем, не подменяя собой основных участников образовательного процесса.
На юге Африки ученые обнаружили коллекцию небольших каменных стрел. С виду — обычные артефакты древнего человека. Но современные технологии позволили выявить их смертельный секрет. Эти наконечники, которым почти 60 тысяч лет, сохранили следы яда. Авторы нового исследования пришли к выводу, что древние охотники стали использовать яды намного раньше, чем считала наука.
Вопрос о том, можно ли считать чрезмерное увлечение физическими упражнениями аддиктивным поведением, остается дискуссионным. Ученые из Италии и Испании выяснили, что сильнее всего к такому компульсивному поведению склонны люди с чертами перфекционизма.
Биологи на примере птиц определили защитную функцию рыжего пигмента феомеланина, который ранее считали бесполезным и даже опасным из-за доказанной связи с развитием меланомы. Организм использовал его синтез для нейтрализации ядовитого избытка цистеина и выводил токсичные запасы серы в перья.
На юге Африки ученые обнаружили коллекцию небольших каменных стрел. С виду — обычные артефакты древнего человека. Но современные технологии позволили выявить их смертельный секрет. Эти наконечники, которым почти 60 тысяч лет, сохранили следы яда. Авторы нового исследования пришли к выводу, что древние охотники стали использовать яды намного раньше, чем считала наука.
Ученые десятилетиями ищут кости мамонтов, которые, по данным генетиков, могли дожить на материке до бронзового века. Очередная потенциальная находка с Аляски, считавшаяся остатками мамонтов, после проверки оказалась костями китов, умерших около двух тысяч лет назад.
Польша может экстрадировать на Украину российского археолога, заведующего сектором археологии Северного Причерноморья в отделе Античного мира Эрмитажа Александра Бутягина. Соответствующее ходатайство направила прокуратура в Окружной суд Варшавы.
На скалистых берегах аргентинской Патагонии разворачивается настоящая драма. Магеллановы пингвины, долгое время чувствовавшие себя в безопасности на суше в своих многотысячных колониях, столкнулись с новым и беспощадным врагом. Их извечные морские страхи — касатки и морские леопарды — теперь блекнут перед угрозой, пришедшей из глубины материка. Виновник переполоха — грациозный и мощный хищник, недавно вернувшийся на эти земли после долгого изгнания.
Среди самых интригующих открытий космического телескопа «Джеймс Уэбб» — компактные объекты, получившие название «маленькие красные точки». Их видели только в самых дальних уголках Вселенной. Большинство возникло в первый миллиард лет после Большого взрыва, и ученые предполагали, что такие источники представляют собой небольшие компактные галактики. Однако международная команда астрономов пришла к иному выводу. Они предположили, что на самом деле «маленькие красные точки» — черные дыры, окруженные массивной газовой оболочкой.
Ученые задались вопросом: почему два расположенных по соседству спутника Юпитера такие разные, ведь на Ио повсеместно извергаются вулканы, а Европа полностью покрыта многокилометровой коркой льда. Есть версия, что Ио когда-то тоже была богата водой, но по итогам недавнего исследования это сочли неправдоподобным.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно