Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Результаты диагностики дислексии оказались зависимы от используемых тестов
Исследователи ВШЭ выяснили, что сложные фонологические тесты, задействующие несколько когнитивных процессов, предсказывают дислексию лучше, чем простые. Это может быть связано с тем, что русскоговорящие дети с дислексией в основном не испытывают трудностей непосредственно с различением звуков речи. Однако только фонологических тестов недостаточно для надежной диагностики причин нарушений чтения.
Результаты исследования опубликованы в Journal of Speech, Language, and Hearing Research. Дислексия — это распространенное нарушение, проявляющееся в стойких трудностях с освоением чтения. В России симптомы дислексии проявляются у 10–15 процентов школьников. Вопреки мифам дислексия не связана с педагогической запущенностью или низким интеллектом — она является врожденной особенностью ребенка.
В мировой науке долгое время считалось, что одной из основных причин дислексии является фонологический дефицит — неспособность различать фонемы, то есть звуки речи (минимальные смыслоразличительные единицы языка), а также проводить всевозможные операции с ними. Предположительно из-за этой трудности и возникают проблемы в процессе чтения — на этапе соотнесения букв со звуками.
Фонологический дефицит проявляется в неспособности быстро и точно различать звуки речи, а также проводить различные операции с ними: например, удерживать их в оперативной памяти, быстро извлекать из долговременной памяти, заменять звуки в слове, разделять слово на отдельные звуки или подсчитывать их количество.
Для оценки навыков фонологической обработки и выявления дефицита используют специальные батареи фонологических тестов. При разработке тестов лингвисты тщательно подбирают слова-стимулы по ряду параметров: учитывается и комбинация звуков, и частотность, и возраст усвоения слов, и артикуляторная сложность. Тесты могут отличаться по типу задания: на фонологическую осознанность (например, задания на удаление звука из слова), на фонологическую память (задания на повторение псевдослов) и на способность быстро извлекать звуки речи из долговременной памяти (задания на быстрое автоматическое называние цифр). Не все фонологические тесты даже внутри одного типа одинаково хорошо коррелируют со скоростью чтения.
Гипотеза о фонологическом дефиците объясняет, почему ребенок с дислексией часто не справляется с фонологическими тестами. Однако до сих пор было неясно, какие из фонологических тестов лучше всего подходят для диагностики дислексии.
Исследователи ВШЭ, МГУ и Центра патологии речи и нейрореабилитации предположили, что фонологические тесты могут различаться по уровню сложности — по количеству речевых и когнитивных процессов, которые необходимо задействовать для успешного выполнения задания. Так, простая задача по различению звуков в коротких псевдословах (например, «ива — ыва») требует меньше когнитивных процессов: звуки необходимо распознать, удержать в памяти и сравнить. Более сложная задача задействует целый комплекс процессов. Так, чтобы заменить звук в слове, нужно точно услышать задание, удержать в памяти это задание и само слово, выделить в слове нужный звук, мысленно произвести замену звука и произнести получившееся слово вслух.
Исследователи предположили, что более сложные фонологические тесты могут лучше предсказывать риск дислексии у ребенка, чем более простые. Это связано с тем, что для успешного выполнения сложных тестов требуется большее количество процессов, часть которых пересекается с процессами, необходимыми для успешного чтения.
Чтобы это проверить, ученые сравнили успешность выполнения различных фонологических заданий детьми с дислексией и без нее. В исследовании использовали батарею из семи фонологических тестов «ЗАРЯ» — комплексный диагностический инструмент, разработанный в НИУ ВШЭ. Он включает фонологические тесты разных уровней сложности — в зависимости от того, сколько процессов языковой обработки необходимо задействовать для успешного выполнения заданий.
В исследовании участвовали 173 ребенка 7–11 лет (1–4-й классы) из российских школ. 49 из них имели клинический диагноз «дислексия», а остальные участники не сталкивались с трудностями при обучении чтению. У всех детей уровень развития невербального интеллекта был не ниже нормы, а отсутствие первичных нарушений слуха проверялось дополнительно.
Сравнение результатов двух групп показало, что дети с дислексией справляются с наиболее простыми фонологическими тестами — на различение похожих звуков и дифференциацию реальных слов и выдуманных, отличающихся от реальных одним-двумя звуками, — так же успешно, как и школьники, не испытывающие трудностей с чтением. Однако более сложные задачи давались детям с дислексией значительно труднее.
Лучше всего наличие дислексии у ребенка предсказывал его результат в задачах на называние первого звука в слове и замену звука в псевдослове — эти задачи задействуют больше всего речевых и когнитивных процессов, от рабочей памяти до артикуляции.
«Среди детей с дислексией, участвовавших в нашем исследовании, только 4–10 процентов имели фонологический дефицит элементарного уровня, что проявлялось в низких результатах даже в простейших фонологических тестах. Большинство же детей с дислексией справлялись с этими тестами достаточно хорошо, на уровне типично развивающихся детей. То есть русскоговорящие дети с дислексией в основном не испытывают трудностей непосредственно с различением звуков речи», — комментирует автор исследования, научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Светлана Дорофеева.
Предположительно с увеличением сложности задания увеличивается и общая когнитивная нагрузка — способность выполнять несколько разных процессов быстро или почти одновременно. Потому и большее количество детей с дислексией с такими заданиями не справляется. По мнению исследователей, сравнение состава когнитивных процессов в тестах, которые ребенок выполнил успешно, и в тестах, с которыми он не справился, может помочь определить, какой именно процесс нарушен, что дает ценную информацию для планирования коррекции.
Половина детей с дислексией в выборке не справлялась с самыми сложными фонологическими заданиями. Это может сигнализировать как о трудностях с реализацией отдельных процессов (фонематический анализ, речевая рабочая память, координация артикуляции), так и о неспособности выдерживать общее повышение когнитивной нагрузки. Еще около половины детей с дислексией выполнили задания всех фонологических тестов на уровне нормы. Возможно, причина нарушения чтения — в другом дефиците или комбинации дефицитов, предполагают исследователи.
«Для надежной диагностики дислексии и выявления ее причин необходимо разрабатывать и использовать стандартизированные тесты другого типа — в частности, задания на оценку зрительной и зрительно-пространственной обработки, а также управляющих функций», — считает Светлана Дорофеева.
Ученые из МФТИ разработали и предложили новую систему единиц для электродинамики, способную примирить два главенствующих, но исторически несовместимых подхода. Эта компромиссная система, названная авторами физико-технической (ФТ), сохраняет практическое удобство Международной системы единиц (СИ), используемой инженерами по всему миру, и в то же время отражает теоретическую стройность и симметрию гауссовой системы (СГС), предпочитаемой физиками-теоретиками.
Ученые из коллаборации LIGO, VIRGO и KAGRA впервые зафиксировали гравитационно-волновые события, указывающие на существование черных дыр второго поколения — «потомков» предыдущих слияний. Открытие позволит понять, как именно во Вселенной рождаются сверхмассивные черные дыры.
Эксперимент, устроенный в морском аквариуме в Лос-Анджелесе, продемонстрировал, что акулы и скаты, принадлежащие к пластиножаберным рыбам, могут обладать более высоким уровнем интеллекта. Значит, им необходима обогащенная среда обитания при содержании в неволе.
Ученые из МФТИ разработали и предложили новую систему единиц для электродинамики, способную примирить два главенствующих, но исторически несовместимых подхода. Эта компромиссная система, названная авторами физико-технической (ФТ), сохраняет практическое удобство Международной системы единиц (СИ), используемой инженерами по всему миру, и в то же время отражает теоретическую стройность и симметрию гауссовой системы (СГС), предпочитаемой физиками-теоретиками.
Исследователи объяснили, как цивилизация майя добивалась высокой точности в предсказании солнечных затмений на протяжении столетий. Для коррекции накапливающихся астрономических неточностей они использовали сложную систему пересекающихся календарных таблиц.
В последние годы содержание кошек дома без возможности свободного выгула все чаще преподносят как идеальную модель, которая ограждает дикую фауну от нападений и обеспечивает благополучие самих питомцев. Подобные утверждения в разных частях мира звучат от некоторых защитников природы и представителей властей. Однако группа ветеринаров из Австралии и Дании недавно раскритиковала такой подход. Ученые не спорят с тем, что кошки влияют на уязвимые экосистемы и что ограничение их свободы — действенная мера по смягчению этого эффекта. Тем не менее исследователи настаивают, что жизнь в изоляции для питомцев совсем не благо. Заявляющие обратное как минимум ошибаются, а в худшем случае намеренно вводят общественность в заблуждение.
Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
