13.02.2023
ЮФУ

Разработана технология коррекции ошибок для будущих квантовых компьютеров

4.6

Ученые ИКТИБ ЮФУ создали корректирующий автоморфизм повторяющегося кода для квантовой коррекции ошибок.

Разработана технология коррекции ошибок для будущих квантовых компьютеров / ©Getty images

В классических вычислениях информация представляется в виде последовательности нулей и единиц — битов. С их помощью классический компьютер проводит операции, а алгоритмы — это преобразования битовых строк. Квантовый компьютер работает иначе. Он кодирует информацию в виде кубитов — квантовых аналогов битов. А квантовые вычисления — это манипуляции с набором кубитов. Помимо этого, они обрабатывают огромные объемы информации с невероятно высокой скоростью.

Одна из главных проблем, которую предстоит преодолеть в ближайшем будущем для практического создания квантового компьютера – сделать квантовые вычисления устойчивыми к взаимодействию с внешней средой и устранить неточность операций. Исследование методов решения этой проблемы послужило триггером к проведению исследования сотрудниками кафедры вычислительной техники Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ доцентом, зам. директора ИКТИБ ЮФУ Александром Горбуновым и ассистентом кафедры Виктором Потаповым под руководством доцента кафедры, кандидата технических наук Сергея Гушанского. Также в исследовании принимал активное участие профессор кафедры естествознания и безопасности жизнедеятельности Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» доктор технических наук Владимир Божич.

В своем исследовании ученые изучили квантовые коды, исправляющие ошибки для нужд квантовых вычислений и предложили использовать их как способ защиты от возникновения ошибок из-за влияния внешней среды. Результатами работы являются рассмотренная программно-реализованная модель квантового кода. Эта работа представляет собой исследование влияния окружающей среды на квантовую систему кубитов. В исследовании описаны основы квантовой теории информации, а также место в ней концепции квантовой запутанности. Была разработана методика исправления двух основных типов квантовых ошибок, основанная на реализации и исполнении определенных квантовых схем.

«Мы исследовали квантовые коды и в ходе работы выяснили ключевые факторы, влияющие на появление ошибок во время квантового вычислительного процесса. На основе полученных данных была выдвинута гипотеза о применении дополнительных кодов к вычислительному процессу на разных стадиях самого вычислительного процесса», – рассказал доцент кафедры вычислительной техники ИКТИБ ЮФУ кафедры, кандидата технических наук Сергей Гушанский.

Исследование имеет значение для области квантовых вычислений и компьютинга, так как ошибки в вычислениях, влияющих на итоговый результат вычислений, являются одной из важных проблем, стоящих перед данной областью исследований. По словам ученых, область применимости результатов исследования неограниченна. Результаты исследования, поддержанного грантом РФФИ, опубликованы в научном издании Software Engineering Application in Systems Design.