• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
20.11.2023, 11:00
НИУ ВШЭ
3,4 тыс

Полилингвизм компенсировал недостаток экстравертности в развитии креативных навыков

❋ 4.4

Ученые из Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ исследовали то, как личностные черты «Большой пятерки» связаны с развитием креативности у людей, говорящих на нескольких языках и имеющих межкультурный опыт. Выяснилось, что изучение языков и других культур может сделать человека более творческим и компенсировать нехватку коммуникативных качеств. Кроме того, языковые практики развивают творческие способности только у людей психически устойчивых.

Полилингвизм компенсировал недостаток экстравертности в развитии креативных навыков
Полилингвизм компенсировал недостаток экстравертности в развитии креативных навыков / © Getty images / Автор: Павел Сорокин

Статья опубликована в International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. Сотрудники Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ уже несколько лет занимаются исследованиями связи полилингвизма и креативных способностей. Ранее они выяснили, что билингвы лучше, чем люди, говорящие только на одном языке, выполняют тесты на дивергентное и конвергентное мышление. Дивергентное мышление — это способность создавать много разных решений креативной задачи, а конвергентное мышление — это способность выбрать из этих решений лучшее. То есть владение несколькими языками развивает две основные функции творческого мышления.

В ходе этого исследования ученые изучили, как личностные черты, входящие в «Большую пятерку», влияют на развитие творческих способностей у людей, знающих несколько языков и культур. «Большая пятерка» — модель личности, которая характеризует человека по пяти критериям: открытость новому опыту (openness to experience), сознательность (conscientiousness), экстраверсия (extraversion), доброжелательность, способность прийти к согласию (agreeableness), нейротизм (neuroticism). Эта модель получила широкое распространение в конце XX века и сейчас применяется во многих странах мира. Существуют опросники на разных языках, которые позволяют измерить выраженность черт «Большой пятерки» у человека.

В исследовании принял участие 261 человек из 15 стран, большинство — из России: 171. Все они владели несколькими языками и имели опыт погружения в другие культуры. Участники прошли тест на дивергентное мышление и заполнили опросники «Большой пятерки», а также владения иностранными языками, мультикультурного опыта и межкультурной компетенции. Затем ученые проанализировали влияние индекса полилингвизма, межкультурной компетенции и межкультурного опыта на уровень дивергентного мышления и степень медиации показателей каждой из пяти личностных черт. В результате они получили два вывода, каждый из которых, по мнению ученых, важен для дальнейших исследований.

Первый касается такой личностной черты, как экстраверсия. В системе «Большой пятерки» она характеризуется выраженным взаимодействием с внешним миром. Экстраверты энергичны и часто испытывают положительные эмоции. Это люди, которые соглашаются участвовать в том, что вызывает эмоциональное возбуждение. В обществе они любят заявлять о себе и обращать на себя внимание. Низкий уровень экстраверсии, или интроверсия, свидетельствует об эмоциональной сдержанности, а также о склонности к одиночеству и независимости. Для интровертов характерны невнимание к происходящим вокруг событиям, предпочтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности, бо́льшая опора на собственные силы и желания, чем на взгляды других людей.

Существует ряд публикаций, свидетельствующих о том, что экстраверсия положительно влияет на креативные способности, в особенности на дивергентное мышление. Исследование Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ показало, что полилингвальные практики позволяют людям с более низкой экстраверсией показывать результаты, схожие с результатами людей с более высокой экстраверсией. Другими словами, полилингвизм компенсирует недостаток экстравертности в развитии креативных навыков.

«Мы выяснили, что личностные качества вместе с языковыми и межкультурными практиками могут изменять креативное мышление человека. Изучение языков, знакомство с другими культурами компенсируют нехватку каких-то качеств в человеке. Так, нехватка экстравертных черт может затормаживать креативные процессы, но с развитием межкультурной компетенции эти креативные навыки прокачиваются», — пояснил Анатолий Хархурин, директор Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ.

Второй вывод касается нейротизма. При высоком уровне нейротизма человек часто испытывает негативные аффективные состояния, такие как страх, тревога, грусть, подавленность, раздражение, гнев, чувства вины и отвращения. Он ощущает себя беспомощным, усталым и неспособным справиться с жизненными трудностями. Это может проявляться как слабый эмоциональный контроль, отсутствие чувства ответственности, капризность, уклонение от реальности. Низкий уровень нейротизма свидетельствует о хорошей адаптивности, высокой стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности. Люди с низким уровнем нейротизма обычно спокойные, уравновешенные и расслабленные. В стрессовых ситуациях они, как правило, продолжают сохранять спокойствие.

По результатам исследования оказалось, что влияние языковых компетенций на когнитивную гибкость наблюдается только у людей с высоким уровнем устойчивости, у менее устойчивой личности этой связи не отмечается. То есть для получения эффекта от языковой практики необходимо стать эмоционально устойчивым.

«Выводы из этого исследования оказались нам полезны и на практике. Теперь мы лучше понимаем, как работать с интровертами и почему некоторые люди не развивают креативные способности, несмотря на их опыт с несколькими языками и культурами. Мы используем эти знания в тренинге PICK, цель которого — развить полилингвальную, межкультурную и креативную компетенции. Этот тренинг лег в основу программы дополнительного профессионального образования, предлагаемой НИУ ВШЭ», — отметил Анатолий Хархурин.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

8 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.

9 декабря, 14:52
Адель Романова

В некоторых звездных системах, близких к Солнцу, наблюдают массивные скопления небольших небесных тел наподобие нашего пояса Койпера. Недавние расчеты показали, что прямо сейчас два-три объекта оттуда могут пролетать по Солнечной системе. Впрочем, ни к одному из уже открытых межзвездных гостей это не относится.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

8 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.

6 декабря, 17:02
Максим Абдулаев

Зоологи из Университета Нового Южного Уэльса выяснили, что слоны Ботсваны реагируют на жужжание пчел гораздо спокойнее, чем их сородичи в Восточной Африке. Это открытие осложняет внедрение экологичных методов защиты урожая: то, что пугает животных в Кении, здесь может не сработать.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно