Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Виртуальное приложение поможет оказать первую помощь пострадавшим
В НовГУ разработали VR-приложение для оказания первой медицинской помощи. С его помощью научиться оказывать действия по спасению пострадавших смогут не только будущие врачи, но и обычные люди — взрослые и дети.
Оказать первую помощь при обмороке, помочь человеку при сердечном приступе или остановить кровотечение — все эти сценарии можно отработать в виртуальной реальности без летальных исходов и действуя так же, как и в жизни. То есть учась действовать быстро и верно в экстремальной ситуации.
Оказывать экстренную помощь VR-приложение предлагает, опираясь на подсказки и медицинские протоколы системы. А после прохождения игры предоставляет обратную связь по тому, как пользователь прошел задание.
— Представьте, что вы попали в ситуацию, где нужно срочно оказать помощь человеку — в метро ли, на улице или дома. Что делать в таких случаях? К сожалению, многие люди не знают этого или просто теряются. Наше приложение учит оказывать первую медицинскую помощь в точности, как на практике. В игре все движения рук повторяются в виртуальной реальности. Это закрепляет правильные поведенческие паттерны в памяти обучаемых. Как на тренировке, но не с манекеном, а в реалистичном VR-мире, где можно ошибиться и переиграть ситуацию. И чем больше вы практикуетесь — тем выше шанс спасти чью-то жизнь в реальности, — прокомментировал Сергей Антонов, лидер команды разработчиков, студент Новгородского университета по направлению «Информатика и вычислительная техника».
Обучение проходит так: пользователь надевает VR-гарнитуру, запускает игру и переносится в виртуальную реальность, где есть пострадавший. Например, человек, который упал с велосипеда, разодрал колено, у него идет кровь и есть подозрение на перелом. Пользователь с помощью VR-контроллеров взаимодействует с окружающей средой, аптечкой и пострадавшим. И по сценарию сначала вызывает скорую, затем обрабатывает рану, делает повязку и накладывает шину.
Система оценит всю очередность и полноту действий (начиная с того, все ли необходимые данные пользователь сообщил скорой помощи, симметрично ли наложил шину; на какое время, куда и когда приложил лед и так далее). И выдаст в итоге общую оценку: какие действия выполнены правильно, какие нет, что пропущено. В случае ошибок сценарий можно будет пройти снова.
В мире уже есть аналогичные обучающие приложения, в том числе симуляторы на телефонах и персональных компьютерах. Но в основном они заточены под врачей (например, великобританский Oxford Medical VR для хирургов), либо не охватывают полный цикл обучения (как Health Scholars из США, что учит оказывать сердечно-легочную реанимацию).
— В отличие от аналогов, разработанное нами приложение строится вокруг полного сценарного цикла обучения. Пользователь не просто выполняет однотипные действия, а попадает в реалистичную ситуацию, совершает ошибки, получает обратную связь и может повторить сценарий до успешного прохождения, — добавил Сергей Антонов. — Кроме того, мы нацелены на широкую аудиторию. Наше VR-приложение может быть полезно студентам и школьникам как часть обучения ОБЖ и медицины. Медперсоналу и волонтерам — для отработки и повторения навыков. Образовательным учреждениям и спасательным службам — для подготовки персонала. Бизнесу — как часть корпоративного обучения по охране труда. И обычным гражданам — как интерактивный понятный обучающий курс для общего развития. В долгосрочной перспективе приложение можно адаптировать для военных, МЧС, автошкол и служб безопасности.
Уже готов прототип приложения. Реализованы базовые сценарии оказания помощи при обмороке, кровотечении, сердечном приступе. Есть возможность прохождения игры без подсказок (для продвинутых пользователей).
Продукт прошел пилотное тестирование. В феврале 2025 года на нем обучались студенты медицинских направлений Великого Новгорода. После обучения на VR-тренажере более 80% участников отметили, что стали чувствовать себя увереннее в полученных знаниях. Среднее количество правильных действий выросло на 40% после второго прохождения игры. А 93% опрошенных сказали, что хотели бы продолжить обучение в VR-формате.
В планах разработчиков провести масштабное тестирование продукта в учебных заведениях Новгородской области. Добавить сценарии: отравление, ДТП, утопление, получение ожогов. Улучшить интерфейс и создать версии приложения для разных типов VR-гарнитур и персональных компьютеров.
Проект «Цифровой двойник «Первая медицинская помощь» был представлен на акселераторе Университета Лобачевского на программной платформе iGeneration. Команда планирует подаваться его также на различные отраслевые конкурсы и грантовые программы.
Материал подготовлен при грантовой поддержке Минобрнауки России в рамках «Десятилетия науки и технологий».
Сама по себе боль не так уж мучительна. Более того, это полезный и нужный сигнал о том, что с организмом что-то не в порядке. Беспокойство и даже страдания приносят эмоции, сопровождающие боль. Американские нейрофизиологи смогли найти область мозга, которая и придает боли эмоциональную окраску.
Фармакологи в клинических испытаниях сымитировали эпизоды пьянства, чтобы выяснить, как сочетание спиртных и энергетических напитков влияет на людей обоего пола, в особенности на их навыки вождения автомобиля.
Кража лошадей была серьезной проблемой для крестьянских хозяйств в Российской империи. Особенности этого явления, включающие жестокие уголовные наказания, крестьянский самосуд и межэтнические конфликты, выявили в ходе исследования юридических источников историки из МФТИ и РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Принято считать, что люди с развитыми когнитивными способностями отличаются высокими моральными принципами. Ученые из Великобритании решили проверить этот тезис научными методами и пришли к противоположному выводу.
Подобрать тип физической активности, который лучше всего подходит человеку, можно исходя из особенностей его характера. Психологи из Великобритании определили, что люди с разными чертами личности получают больше удовольствия от разных видов спорта.
В июне 2025 года ВК покинули 1,2 миллиона авторов контента. Это резкое ускорение их бегства в сравнении с предшествующими месяцами. Одновременно число авторов на других платформах растет, в результате по этому показателю соцсеть обогнал не только Telegram, но и запрещенный Instagram*. Причиной происходящего многие наблюдатели посчитали совокупность решений менеджмента компании за последние годы.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии