Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В салонах автомобилей обнаружили потенциальные канцерогены
В пробах воздуха из салонов сотни автомобилей разных производителей выявили широкий спектр огнестойких химикатов, которые могут влиять на здоровье человека.
Ученые из Школы окружающей среды при Дьюкском университете в Северной Каролине и Беркли (США) вместе с коллегами из канадского города Торонто впервые использовали пассивные силиконовые пробоотборники, чтобы выявить и описать огнестойкие химикаты, присутствующие в салонах легковых автомобилей. Также удалось оценить их связь с температурой окружающей среды, диапазон которой составил от минус пяти до плюс 30 градусов Цельсия. О результатах исследователи рассказали в статье для журнала Environmental Science and Technology.
Участниками стали жители 30 штатов США, владеющие автомобилями 2015 года выпуска или новее. Всего в выборку вошла 101 машина: 49 (50%) — с двигателем внутреннего сгорания, 26 (25%) — электрическим и столько же с гибридным. В списке стран — производителей авто были Соединенные Штаты, Япония, Мексика, Германия, Южная Корея, Канада, Австрия, Бельгия, Великобритания, Франция, Словакия и Швеция.
Образцы собирали в холодное (средняя температура — 8,7 градуса Цельсия) и теплое (21,9 градуса) время года, чтобы оценить влияние температуры: с февраля по май и с июля по сентябрь 2022-го. Автомобилистам рассылали наборы с инструкцией и попросили повесить силиконовые пробоотборники на зеркало заднего вида на семь дней, по прошествии которых добровольцы заворачивали приборы в фольгу, помещали в пакет с застежкой-молнией и отправляли обратно в лабораторию.
Кроме того, участники должны были прислать небольшой — около сантиметра — кусок пены из переднего сиденья автомобиля, для чего им, как правило, приходилось залезать под кресло. В итоге ученые получили 52 образца.
Образцы анализировали на наличие бромированных и фосфорорганических антипиренов. В пробах воздуха искали какие-либо из 49 таких химикатов, обычно обнаруживаемых в окружающей среде, в пене — из 15.
Антипирены — специальные компоненты для обеспечения огнезащиты. Они становятся все более популярными, постепенно вытесняя другие вещества, например токсичные полибромдифениловые эфиры. Обычно антипирены используют в производстве пенополиуретана, стройматериалов, предметов интерьера и текстиля, электроники и транспортных средств. Их вред пока продолжают изучать, но, как показали предыдущие исследования, воздействие некоторых антипиренов на основе фосфорорганических эфиров сказывается на репродуктивной системе, исходе родов и риске развитии рака. Например, трис(1,3-дихлор-2-пропил)фосфат связан с негативными последствиями для здоровья, включая снижение фертильности, изменение функции гормонов щитовидной железы и возникновение онкопатологий.
По результатам анализов ученые обнаружили как минимум в одном пробоотборнике 17 различных огнестойких веществ, среди них — шесть типов бромированных антипиренов. Самым распространенным оказался 2,4,6-трибромфенол: его выявили в 22% зимних и 43% летних проб. В большинстве случаев исследователи находили фосфорорганические антипирены, по меньше мере 12 таких соединений присутствовали в одном образце.
Четыре типа фосфорорганических антипиренов выявили более чем в 60% проб как в зимний, так и в летний период: триэтилфосфат, триизобутилфосфат, три-н-бутилфосфат и трис(1-хлор-2-пропил)фосфат. Именно летом более чем в 58% образцов нашли два дополнительных фосфорорганических антипирена: трис(1,3-дихлор-2-пропил)фосфат и трифенилфосфат.
Помимо этого, летние концентрации некоторых таких замедлителей огня были значительно выше, чем зимние: повышение температуры окружающей среды на градус приводило к росту концентрации три-н-бутилфосфата и трис(1-хлор-2-пропил)фосфата в среднем на 12%. По мнению авторов статьи, эти данные указывают на то, что температура играет важную роль в степени выделения огнестойких химикатов внутри салона.
Уровни обнаруженных антипиренов не зависели от марки, модели, года либо страны выпуска автомобиля. Однако концентрации трис(1-хлор-2-пропил)фосфата и три-н-бутилфосфат были значительно ниже в машинах с полностью электрическими двигателями по сравнению с ДВС: и зимой, и летом уровни первого химического вещества оказались примерно в шесть раз ниже в электромобилях, а второго — в три раза ниже.
Гибридные авто в этом плане тоже проигрывали. Но ученые подчеркнули, что наблюдаемые ими тенденции по типам двигателей могут искажаться в зависимости от марки машины.
Исследователи провели дополнительные анализы пены из сидений и пришли к выводу, что присутствие некоторых антипиренов в пенопласте способствует повышению их уровней в воздухе внутри машин. Хотя, конечно, в случае того же трис(1-хлор-2-пропил)фосфата сиденья не единственный источник. Аналогичную роль могут играть подголовники, обшивка крыши, внутренняя обивка, различные компоненты из пенополистирола.
Несмотря на небольшой размер выборки и другие ограничения, американские и канадские ученые отметили, что они первыми рассмотрели связь между антипиренами в пенопласте автомобильных сидений и их уровнями в воздухе внутри салона.
До сих пор личные автомобили оставались недостаточно изученным источником таких огнезащитных компонентов, хотя многие жители мегаполисов постоянно ездят на машинах, возят в них детей в школы или детсады. В США среднестатистический водитель проводит за рулем по 55 минут в день. Учитывая доказанную или потенциальную канцерогенность антипиренов, необходимы более подробные исследования этой важной темы.
Подытоживая, авторы научной работы рекомендовали водителям контролировать температуру в салоне, чаще открывать окна и парковаться в гараже либо в тени, а не на солнце, чтобы ограничить воздействие антипиренов. Однако наибольшего эффекта можно добиться, если производители значительного сократят количество используемых огнезащитных веществ.
Астрономы подсчитали, что с поверхности летящего по Солнечной системе межзвездного объекта 3I/ATLAS каждую секунду испаряется около 40 килограммов водяного льда. Такую сильную кометную активность он проявил, будучи в три с половиной раза дальше Земли от Солнца. По мнению ученых, это довольно необычно.
За последнее десятилетие ученые создали несколько сложных систем «мозг — компьютер», которые позволяли преобразовывать мозговую активность людей, лишившихся способности говорить из-за различных заболеваний, в речь. Однако до сих пор удавалось расшифровать лишь небольшое количество слов. Теперь в США создали алгоритм, благодаря которому удалось распознать до 54 процентов «речи».
Ученые провели эксперимент и установили, что вблизи машины черного цвета, простоявшей на солнце несколько часов, температура поднималась на 3,8 °C выше, чем у асфальта на прилегающем свободном участке.
Астрономы подсчитали, что с поверхности летящего по Солнечной системе межзвездного объекта 3I/ATLAS каждую секунду испаряется около 40 килограммов водяного льда. Такую сильную кометную активность он проявил, будучи в три с половиной раза дальше Земли от Солнца. По мнению ученых, это довольно необычно.
Изображение блазара PKS 1424+240, полученное с помощью радиоинтерферометра VLBA, напомнило астрономам легендарное «Око Саурона» из «Властелина колец» — джет, пронизывающий кольцеобразное магнитное поле объекта, устремлен к нашей планете, а сам блазар может оказаться одним из наиболее ярких источников нейтрино в космосе.
Влияет ли формат знакомства на качество последующих романтических отношений в паре? Научные данные на этот счет разнятся. Новое исследование по вопросу представила группа психологов из Польши, Австралии и Великобритании. В попытке понять, при каком сценарии удовлетворенность отношениями выше, а любовь крепче — когда двое нашли друг друга в Сети или познакомились в жизни, — ученые опросили свыше 6000 тысяч человек из разных стран.
Прибывшая из межзвездного пространства предполагаемая комета 3I/ATLAS движется по траектории, максимально удобной для гравитационных маневров управляемого корабля, при этом возможность ее отслеживания с Земли практически минимальна. По мнению некоторых ученых, такое «поведение» объекта наводит на определенные мысли.
Примерно 12 800 лет назад в Северном полушарии началось резкое изменение климата, которое сопровождалось вымиранием мегафауны и угасанием культуры Кловис. Такое могло произойти, например, из-за прорыва пресных вод в Атлантику или мощного вулканического извержения. Несколько лет назад ученые обнаружили места на суше с повышенным содержанием элементов платиновой группы, прослоями угля, микрочастицами расплава. По их мнению, это может быть признаком пребывания Земли в потоке обломков кометы или астероида. В новой работе впервые представлены доказательства кометного события в позднем дриасе из морских осадочных толщ.
Команда исследователей из Сколтеха, МФТИ, Института искусственного интеллекта AIRI и других научных центров разработала метод, позволяющий не просто отличать тексты, написанные человеком, от сгенерированных нейросетью, но и понимать, по каким именно признакам классификатор принимает решение о том, является ли текст генерацией или нет. Анализируя внутренние состояния глубоких слоев языковой модели, ученые смогли выделить и интерпретировать численные признаки, отвечающие за стилистику, сложность и «степень уверенности» текста.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии