04.12.2021
Оксана Шолохова
1 974

В поисках «социальных» нейронов

6.2

Ученые открыли, что нейроны системы положительного подкрепления отвечают за мотивацию взаимодействия с другими.

Взаимодействующие мыши / © Pixabay.com

Социальное взаимодействие — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Однако причины и мотивы, по которым мы взаимодействуем с другими, до сих пор недостаточно изучены. Например, для организации эффективной кооперации с другими мы опираемся как на мотив максимизации собственных интересов, так и на сугубо просоциальные мотивы — помощь партнеру. Но на нейрональном уровне оставалось неизвестным, нейроны каких систем задействованы в реализации просоциального мотива.

Ученые из Женевского университета заинтересовались этим феноменом и провели эксперимент с мышами, которым необходимо было взаимодействовать друг с другом во время обучения выполнению задачи. Эксперимент, результаты которого опубликованы в Nature Neuroscience, заключался в следующем: двух грызунов помещали в пространства, разделенные дверью. Когда одна из мышей нажимала на рычаг, дверь открывалась на время, позволяя увидеть другую мышь через сетку. Таким образом, ученые могли отследить, сколько усилий тратит мышь на то, чтобы установить контакт с сородичем.

Чтобы понять, что происходит на уровне мозга, ученые использовали вживленные электроды. С помощью этой техники они могли зарегистрировать активность нейронов в различных участках мозга. Оказалось, при взаимодействии подопытных активировались нейроны дофаминергической системы, передатчиком в которой служит нейротрансмиттер дофамин, необходимый для получения положительного подкрепления или переживания вознаграждения.

Более того, если во время самого первого контакта нейроны активировались только в момент взаимодействия, то впоследствии, когда мышь повторно нажимала на рычаг, они активировались еще до того, как открывалась дверь, разделяющая два пространства. Если после нажатия рычага дверь внезапно не открывалась, активность этих нейронов резко падала, сопровождая негативную эмоциональную реакцию мыши.

Ученые показали, что этот сигнал служит предсказанием и выступает ключевым для социального взаимодействия. Благодаря проведенному исследованию, показавшему, что возможные нарушения социального взаимодействия могут быть результатом нарушений в дофаминергической системе, у исследователей по всему миру могут появиться идеи для исследований некоторых психических расстройств, таких как шизофрения или расстройства аутистического спектра.