1 апреля
3минуты
Руслан Зораб

Ученые узнали состав пчелиного клея для цветочной пыльцы

Необычная концепция двухкомпонентной смеси, которой пчелы приклеивают к себе тяжелые комки пыльцы, может найти применение в промышленности и даже военной технике.

bees0

Прежде чем пчелы произведут мед для своего потомства и для нас, им необходимо найти цветочную пыльцу и принести ее в гнездо. Таких особей легко узнать по паре крупных шариков пыльцы, прилепленных к задним ножкам. Это нелегкий груз, масса которого может превышать четверть веса пчелиного тела, и насекомому необходимо плотно и надежно крепить его в полете. В этих механизмах разбиралась команда ученых из Технологического института Джорджии во главе с Карсоном Мередитом (Carson Meredith). О своей работе они рассказывают в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Авторы показали, что для надежного закрепления пыльцы пчелы используют сложный «двухкомпонентный» клей. Этот состав включает, во-первых, липкую, богатую полисахаридами субстанцию, которая получается при действии слюны насекомого на цветочный нектар и скрепляет частицы пыльцы вместе. Второй компонент — растительное масло, которое также выделяется с пчелиной слюной, покрывает пыльцу и сохраняет ее от высыхания или избытка влаги, из-за которых состав может потерять свои клеящие свойства.