14 августа
Никита Шевцов

Ученые определили молекулярные механизмы старения

Исследователи использовали биомаркер, называемый эпигенетическими часами, для идентификации гена, который тесно связан со старением человека.

s1200_6

Существуют различные способы измерения возраста организма. Хронологический возраст — мера того, как долго организм был жив, в то время как биологический возраст показывает, насколько хорошо организм функционирует на молекулярном уровне. Одним из самых полезных инструментов для измерения биологического возраста считаются эпигенетические часы, предложенные Треем Идекером и Стивом Хорватом в 2013 году.

Эпигенетические часы — математическая модель, которая предсказывает возраст по уровням метилирования ДНК в различных участках генома. Метилирование не изменяет функционирование генетической последовательности, а лишь модифицирует молекулу ДНК. Этот процесс необходим для здорового роста и развития клеток, в большей степени на него влияют образ жизни и факторы окружающей среды.

В новой работе ученые проанализировали множество наборов генетических данных от разных людей, чтобы увидеть, были ли любые ассоциации между функционированием каких-либо генов и ускорением течения биологического времени. И авторам работы удалось найти один из таких генов — nsd1. Это значит, что особи, имеющие nsd1 в своем геноме, стареют быстрее тех, у кого при прочих равных условиях этот ген отсутствует.

По словам исследователей, работа показывает, что эпигенетические часы —  перспективный инструмент для понимания старения. К тому же тот факт, что существуют гены, ускоряющие его, очень обнадеживает. Значит, мы все же можем контролировать скорость старения и замедлить его, используя современные технологии редактирования генов.

Ученые утверждают, что в дальнейшем необходимы дополнительные исследования на мышах, чтобы подтвердить этот факт. Также авторы работы планируют использовать больший набор данных, чтобы выявить новые возможные гены, ускоряющие старение организма.

Никита Шевцов