Ученые определили молекулярные механизмы старения — Naked Science
14.08.2019
Никита Шевцов

Ученые определили молекулярные механизмы старения

Исследователи использовали биомаркер, называемый эпигенетическими часами, для идентификации гена, который тесно связан со старением человека.

s1200_6

Существуют различные способы измерения возраста организма. Хронологический возраст — мера того, как долго организм был жив, в то время как биологический возраст показывает, насколько хорошо организм функционирует на молекулярном уровне. Одним из самых полезных инструментов для измерения биологического возраста считаются эпигенетические часы, предложенные Треем Идекером и Стивом Хорватом в 2013 году.

Эпигенетические часы — математическая модель, которая предсказывает возраст по уровням метилирования ДНК в различных участках генома. Метилирование не изменяет функционирование генетической последовательности, а лишь модифицирует молекулу ДНК. Этот процесс необходим для здорового роста и развития клеток, в большей степени на него влияют образ жизни и факторы окружающей среды.

В новой работе ученые проанализировали множество наборов генетических данных от разных людей, чтобы увидеть, были ли любые ассоциации между функционированием каких-либо генов и ускорением течения биологического времени. И авторам работы удалось найти один из таких генов — nsd1. Это значит, что особи, имеющие nsd1 в своем геноме, стареют быстрее тех, у кого при прочих равных условиях этот ген отсутствует.

По словам исследователей, работа показывает, что эпигенетические часы —  перспективный инструмент для понимания старения. К тому же тот факт, что существуют гены, ускоряющие его, очень обнадеживает. Значит, мы все же можем контролировать скорость старения и замедлить его, используя современные технологии редактирования генов.

Ученые утверждают, что в дальнейшем необходимы дополнительные исследования на мышах, чтобы подтвердить этот факт. Также авторы работы планируют использовать больший набор данных, чтобы выявить новые возможные гены, ускоряющие старение организма.

Международная группа планетологов из России, Финляндии и США впервые проанализировала факторы, определяющие количество валунов на поверхности ближайшей планеты от Солнца — Меркурии.