Психологи доказали, что рептилии тоже видят зрительные иллюзии

Психологи доказали, что рептилии тоже видят зрительные иллюзии

Ящериц оказалось возможно обмануть классической иллюзией, что указывает на действие довольно сложных механизмов обработки зрительных сигналов.

©André Alliot, Wikimedia Commons

Зрительные иллюзии известны тысячи лет, а в последние годы показано, что ими могут обманываться и некоторые другие животные — обезьяны, собаки, голуби. Авторы новой работы, опубликованной в Journal of Comparative Psychology, продемонстрировали, что некоторые иллюзии работают и на рептилиях. Стоит вспомнить, что любая иллюзия — «обман зрения» — использует разные аспекты восприятия и обработки образов. Тем удивительнее, что они действуют и у рептилий, вовсе не отличающихся развитым и сложным зрением.

Мария Сантака (Maria Santacà) и ее коллеги из Падуанского университета использовали известную иллюзию Дельбёфа. Для экспериментов на обезьянах ее модифицируют, предъявляя одинакового размера тарелки, заполненные лакомством и окруженные кругами разных размеров: остается лишь следить, к какой из порций быстрее обратится животное.

Иллюзия Дельбёфа: два черных круга одинаковы по размеру, хотя левый кажется меньше / ©Wikimedia Commons

Аналогичный опыт проделали для рептилий: 12 бородатых агам Pogona vitticeps и восьми сухопутных угольных черепах Chelonoidis carbonaria. В качестве лакомства им предлагали любимые блюда: желеобразную пасту из манго для черепах, пасту из капусты и огурцов — для ящериц.

Для начала окружности из таких желе — диаметром 4,9 или 1,8 сантиметра — помещали на тарелки одинаковых размеров. Иллюзии не возникало, и, как можно было ожидать, ящерицы прежде всего спешили к большей из тарелок с наградой. К сожалению, черепахи не продемонстрировали последовательности в этом поведении. Проведя такие контрольные эксперименты, ученые предложили животным две порции лакомства одинакового 1,5-сантиметрового диаметра, но уже на тарелках разного размера, имитируя изображение иллюзии Дельбёфа.

И снова черепахи не продемонстрировали последовательных результатов. Однако ящерицы всегда устремлялись к той порции, которая, благодаря иллюзии, казалась больше. «Это показывает, что, как и многие млекопитающие, птицы и рыбы, некоторые рептилии способны к сложной интерпретации и обработке зрительных сигналов», — заключают авторы.

Исследователи Сколтеха совместно с коллегами разгадали загадку 1960-х годов о кристаллической структуре потенциально сверхтвердого борида вольфрама, который может оказаться крайне полезным в самых разных областях применения, включая технологии бурения.