Прием антибиотиков в детстве связали с повышенным риском психических заболеваний — Naked Science

Согласно недавнему исследованию, которое основывалось на данных о молодежи Дании в возрасте до 17 лет, госпитализация в связи с инфекцией и прием антибиотиков повышают риск развития психического заболевания. Эту связь специалисты объясняют тем, что антибиотики влияют на микробиом кишечника.

0d5f1dc2a4b5b3de4614d96f23e6c148

Исследование, которое поддерживает новые теории о функциональном взаимодействии между инфекцией, кишечным микробиомом и психическими заболеваниями, — одна из почти 50 работ, в которых использовались данные Датского центра психиатрических исследований. В этом реестре впервые отслеживаются клинические данные более одного миллиона человек. В своем исследовании ученые воспользовались информацией о датчанах с 1995 года, которые лечились от психических заболеваний в течение первых 17 лет жизни. Все показатели общего и психического состояния здоровья, а также выписанные рецепты были тщательно задокументированы. Результаты исследования опубликованы в журнале JAMA Psychiatry.

Предполагается, что кишечный микробиом — чрезвычайно разнообразное бактериальное сообщество, которое находится в кишечнике — посылает сигналы в мозг, влияя на настроение и, возможно, на восприимчивость к психическим заболеваниям. Исследования на животных моделях уже демонстрировали связь между бактериями и депрессией. Еще одна группа ученых обнаружила, что мыши, получавшие антибиотики, показали не только изменения в разнообразии кишечного микробиома, но и худшие результаты в тестах на память. Таким образом, один из самых разрушительных способов изменить микробиом — принимать антибиотики, многие из которых уничтожают как вредные, так и безвредные бактерии.

Роберт Йолкен, нейробиолог из Медицинской школы Университета Джона Хопкинса и ведущий автор исследования, также занимался связью микробиома кишечника и человеческого мозга. В своей работе он и его коллеги из Дании изучили историю болезни жителей Дании, родившихся в период с 1995 по 2012 год, — в общей сложности чуть более миллиона детей, — обращая особое внимание на прием антибиотиков и наличие инфекции в возрасте до 18 лет. Затем они отслеживали историю психического здоровья каждого пациента в среднем в течение 10 лет. После этого специалисты также сравнили их данные с контрольной группой датских детей, которым прописывали лекарства для борьбы с микробами, но те по какой-то причине их так и не принимали (одной из распространенных причин может быть то, что дети просто выздоравливали сами по себе, прежде чем родители купили таблетки).

Проанализировав данные, исследователи обнаружили, что воздействие антибиотиков, особенно в течение долгого срока или многократных доз, было связано с повышенным риском различных психических расстройств. В целом 3,9 процента от общего числа детей, то есть примерно 42 тысячи, позже были госпитализированы с каким-либо психическим расстройством, в то время как 5,2 процента (56 тысячам детей) позднее выписали антипсихотическое лекарство. По сравнению с контрольной группой дети, получавшие противомикробные препараты, имели повышенный риск развития психических заболеваний.

Подростки, которые были госпитализированы и лечились от инфекции, на 84 процентов чаще имели и психические заболевания и на 42 процента чаще принимали антипсихотики. Тех детей, которым прописывали противомикробные препараты только для борьбы с инфекцией, по-прежнему на 40 и 22 процента чаще госпитализировали в связи с психическими заболеваниями или же они получали антипсихотические средства соответственно. В обоих случаях повышенный риск был отмечен у детей, принимавших антибиотики, в то время как у детей, получавших противовирусные или противогрибковые препараты, дополнительного риска не наблюдалось.

Ученые подчеркивают, что поводов для паники нет, так как малые дозы не приведут к таким результатам, однако отмечают, что антибиотики, вероятно, считаются более весомым фактором нарушения работы мозга, чем инфекции.

Анализ геномов морских коров показал, что эти малоподвижные животные были обречены вымереть задолго до встречи с человеком.