31.05.2021
Мария Кривоченко
11 190

Обнаружено свидетельство нового типа памяти

Новое исследование показало, что у человека есть еще одно «хранилище» памяти. Благодаря ему некоторая информация, например мельком просмотренные изображения, запоминаются на небольшой промежуток времени. Но воспоминания о них скрыты, и их можно восстановить с помощью повторения визуальных стимулов.

Кадр из фильма «Вечно сияние чистого разума»

Команда ученых из Пенсильванского университета в США обнаружила следы нового типа памяти у человека. Его можно сравнить с буферным хранилищем, где воспоминания хранятся бессознательно несколько десятых долей секунды. Подробности работы опубликованы в журнале Scientific Reports.

Исследователи провели два эксперимента. Для первого они отобрали 40 взрослых добровольцев. Им показывали серию быстроменяющихся изображений, которые перемежались с пустым экраном. Среди них мелькал целевой зрительный стимул — буква латинского алфавита: один раз в качестве контрольного условия и пять-десять раз — во время эксперимента. Каждый участник прошел тест 60 раз.

Затем ученые проверили, хорошо ли добровольцы запомнили целевое изображение. Респондентов спрашивали, увидели ли они целевое изображение, а также предлагали выбрать правильный из четырех вариантов.

Для второго эксперимента отобрали 15 человек. Работа протекала так же, но исследователи уменьшили число тестов до 48 для каждого участника. А также изменили интервалы, в течение которых показывали целевое изображение и количество повторов.

Таким образом проверяли, как влияет повторение сильно замаскированного зрительного стимула в течение небольших промежутков времени на восприятие. Авторы работы выяснили, что даже сильно замаскированная информация может храниться в памяти. А сама маскировка не стирает воспоминания, но блокирует доступ к ним и ограничивает восприятие человека.

Кроме того, сильно замаскированные стимулы могут вызвать ясное восприятие через повторение. При этом на восприятие влияют и количество повторений зрительного стимула, и временные интервалы, в течение которых этот стимул повторяется. Так, повторение стимула оказывало эффект только на интервалах меньше 200-400 миллисекунд.

Наконец, исследователи обнаружили, что хранящаяся информация постепенно, но быстро исчезает. Участникам было сложно вспомнить ее уже через 300 миллисекунд после получения, а через 700 миллисекунд она окончательно стиралась.

Ученые считают, что найденное ими «хранилище» памяти не вписывается ни в одну существующую классификацию. Зато его существование соответствует ранним теориям. Также исследование показало, что восприятие зрительного стимула, когда тот маскируется и повторяется, можно контролировать, меняя интервал повторения. В будущем эти выводы хотят использовать для контроля сознания в работах, посвященных областям восприятия, сознания, памяти и внимания.