Феномен ASMR объяснили на примере обезьян — Naked Science
12.12.2018

Феномен ASMR объяснили на примере обезьян

Наблюдая за воздействием груминга на макак, ученые предположили, что схожее поведение лежит в основе ASMR.

Исследователи из Университета Рохамптона (Великобритания) обнаружили, что только наблюдение за процессом груминга среди берберских обезьян (Macaca sylvanus) делает особей более спокойными и дружелюбными. Их работа опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Джульетта Бертье (Juliette Berthier) вместе с коллегами и студентами на протяжении двух с половиной месяцев отслеживала активность 20 самок магот в возрасте от четырех до 27 лет, живущих в сафари-парке. Команда выбрала самок, потому что они чаще, по сравнению с самцами, участвуют в груминге.

Когда самки наблюдали за грумингом других особей, они проявляли меньше признаков нервозности, выражающихся в частом почесывании и зевках. Более того, после этого «наблюдатели» охотнее шли на контакт с другими макаками: обнимались и кормились с ними, чаще инициировали ухаживания. Авторы соотнесли это поведение с феноменом, который в социально-психологических дисциплинах называют эмоциональным заражением (механизм передачи психического настроя другим людям).

Пример этого явления показали предыдущие исследования Университетского колледжа Лондона. В них ученые установили, что при прослушивании смеха, триумфальных ликований и криков страха у людей появляется реакция, в ходе которой видна активность цитоархитектонического поля Бродмана 6 (premotor cortical) — оно контролирует движение лицевых мышц. Однако испытуемые во время эксперимента мышцами не двигали.

Авторы новой работы сравнили изменение эмоционального состояния макак с эффектом ASMR — феноменом восприятия, для которого характерны приятные ощущения покалывания на коже из-за звуковых, зрительных или тактильных стимулов. Эту точку зрения объяснил один из участников исследования Ник Дэвис (Nick Davis):

«Увиденное среди этих обезьян напоминает то, что заметно у людей. Если вы посмотрите примеры поведения, которое вызывает ASMR, вы поймете, что это, по сути, груминг. На видео часто встречаются ухаживающие жесты и нежная речь, что производит успокаивающий эффект».

В дальнейшем исследователи хотят изучить физиологические изменения у макак в процессе ухаживания и посмотреть, схожи ли они с теми, которые происходят у человека при восприятии ASMR-контента.

Некоторые виды современных приматов, такие как совиные обезьяны или тити, обладают одновременно ногтями и когтями, предназначенными для груминга. Биологи считали, что эта черта развилась независимо, из-за одиночного образа жизни, но археологические находки этого года показывают, что предки приматов — омомииды, жившие примерно 50 миллионов лет назад — уже имели когти для ухода за мехом.