Астрономы обнаружили приливной хвост у далекой умирающей галактики — Naked Science

Астрономы обнаружили приливной хвост у далекой умирающей галактики

4.4

ID2299 теряет газ мощным потоком и уже вскоре не сможет производить новые звезды, превратившись в «мертвую» эллиптическую галактику.

Галактика Головастик демонстрирует яркий приливной хвост, возникший из-за столкновения с другой галактикой / ©HST, NASA, STScI, ACS Science Team, ESA

Один из четырех основных типов галактик — эллиптические. Структурно они самые простые, сферические или вытянутые, без дополнительных элементов, и наполнены лишь старыми звездами, красными и белыми карликами, красными гигантами. Газа и пыли в них практически нет, звездообразование не происходит. Авторы новой статьи, опубликованной в журнале Nature, рассмотрели далекую галактику ID2299, увидев, как именно эллиптические галактики приходят к своему «безжизненному» состоянию.

ID2299 расположена на расстоянии около девяти миллиардов световых лет. Наблюдения радиотелескопа ALMA показали, что в ней еще продолжается звездообразование, причем в сотни раз интенсивнее, чем в Млечном Пути. Параллельно галактика теряет огромные количества газа, который истекает из нее на скорости порядка 10 тысяч солнечных масс в год, образуя длинный, вытянутый в сторону поток.

Такое истечение может происходить из-за мощной активности сверхмассивной черной дыры в центре галактики. Однако астрономы показали, что в случае ID2299 мы имеем дело с влиянием притяжения соседней массивной галактики. Возникающие в ее гравитационном поле приливные силы вытягивают из ID2299 длинный приливной хвост. Он способен унести из галактики львиную долю газа и остановить звездообразование.

По оценкам ученых, при текущей скорости потери холодного газа звездообразование в ID2299 остановится уже через пару десятков миллионов лет. Обнаружить этот процесс у столь древней галактики, как ID2299, удалось впервые: заодно исследователи продемонстрировали, что он может приводить к появлению «мертвых» эллиптических галактик.