• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
25.11.2015
Редакция Naked Science
1
5 735

Россия vs Турция: чья боевая авиация сильней?

3.2

Уничтожение российского Су-24 привело к тому, что Россия и Турция оказались почти что на грани войны. Посмотрим, чья военная авиация сильнее.

ВВС России
©Wikipedia / Автор: Артем Фомин

Начало и продолжение

Самолет Су-24М был сбит 24 ноября турецким истребителем F-16, выпустившим по нему ракету класса «воздух-воздух». Турки сразу заявили, что «предупреждали российских летчиков десять раз». При этом даже американские эксперты говорят, что Су-24 мог находиться над Турцией лишь секунды. Самолет возвращался после выполнения задания на авиабазу «Хмеймим» и потерпел крушение на сирийской территории.

Оставим за скобками морально-этический вопрос – это отдельная тема для дискуссии. Нас прежде всего интересуют последствия гибели Су-24М. Российский аналитик Павел Фельгенгауэр признал, что сейчас страны де-факто оказались на грани войны. Причем НАТО (и прежде всего США) ясно показали, что вмешиваться не будут. И хотя Турция – союзник США по НАТО, понять американцев можно: Вашингтон, кроме прочего, знает, что обвинения в адрес Турции относительно связи с ИГ не лишены оснований. Турки поддерживают или, как минимум, закрывают глаза на боевиков Исламского государства. Поэтому Америка и Европа вряд ли будут заступаться за Эрдогана (во всяком случае, пока). А вот эскалация конфликта между Турцией и Россией вполне возможна, и градус напряжения в сирийском небе будет только расти.

Один из вариантов – это воздушное прикрытие Турцией районов, где проживают союзные туркам сирийские туркмены. Они выступают против Асада и, соответственно, бомбардировок РФ. Ранее турецкие власти уже обвинили Россию в ударах по «мирным жителям». Но РФ четко дала понять, что менять стратегию не будет. Поэтому летчики-истребители турецких и российских ВВС могут еще не раз повстречаться друг с другом.

Бомбардировщик Су-24 / ©Modernweapon  

Боевой состав

Турция:
Россия и Турция – мощные региональные державы, тратящие на оборону немало средств. По состоянию на 2014 год РФ занимала по расходам на военные нужды третье место в мире (84,5 млрд долларов). Турция укрепилась на пятнадцатой позиции – она тратит на оборону 22,6 млрд. Это меньше расходов Франции и Германии, но больше, чем тратит Израиль. Новые танки, крылатые ракеты, универсальные десантные корабли, лазерные боевые комплексы – над всем этим сейчас работает ВПК Турции.

Однако нас прежде всего интересуют боевые самолеты-истребители. Кроме предполагаемой покупки ста американских истребителей пятого поколения турки работают над аналогичной машиной собственной разработки – истребителем TF-X. Конечно, истребители пятого поколения появятся в распоряжении турецких военных не скоро: это произойдет (если произойдет) не раньше, чем через 5-10 лет. Сначала это будут F-35, а потом, возможно, подоспеет и TF-X. А пока что основу турецких ВВС составляют самолеты четвертого поколения F-16. Еще в арсенале имеются сильно устаревшие американские истребители NF-5 (модификация Нортроп F-5).

Истребители ВВС Турции:
Tusas F-16C – 168
Tusas F-16D – 40
Canadair NF-5A – 26
Canadair NF-5B – 15

Турецкие F-16 не новые, но, в целом, это мощные и современные машины, способные применять широкий спектр вооружений. В то же время NF-5A объективно устарели и не могут эффективно использоваться в войне.

Турецкие F-16 c современным вооружением / ©Topwar

Россия:
Российские ВВС больше турецких и кроме истребителей в состав боевой авиации входят штурмовики, фронтовые, дальние и стратегические бомбардировщики. Последние, кстати, недавно «отработали» новыми крылатыми ракетами Х-101 по территории Сирии. Что же касается истребителей, то, как и в случае с Турцией, они представлены машинами поколения 4 и 4+. Минобороны заявило о готовности принять на вооружение ПАК ФА в следующем году, но эти заявления звучат слишком самоуверенно. С момента первого взлета машины и до ее принятия на вооружение обычно проходит десять-пятнадцать лет. Следовательно, боеспособный истребитель пятого поколения мы увидим не раньше 2020-х.

Основа истребительной авиации ВКС РФ – это Су-27 и самолеты, сделанные на его базе. Формально у России есть сотни МиГ-29, Су-27 и МиГ-31, в большинстве случаев это очень старые и не модернизированные самолеты, почти исчерпавшие свой ресурс. Сейчас на базе Су-27 строятся новые Су-30СМ и Су-35С. Именно эти машины вместе с модернизированными Су-27СМ в ближайшие годы составят основу ВКС России.

Истребители ВКС РФ:
Су-27/ Су-27УБ – примерно 250
Су-27СМ – 80
Су-30 – 20
Су-30СМ – 39
Су-35С – 40
МиГ-29 (всех модификаций) – примерно 200
МиГ-31 (всех модификаций) – примерно 150

По-настоящему боеспособными из этого числа можно считать только Су-30СМ и Су-35С новой постройки. Они имеют БРЛС (Бортовая радиолокационная станция) с ПФАР (Пассивная фазированная антенная решетка). Часть Су-27, хотя и проходила модернизацию до Су-27СМ, принципиально новых возможностей не получила. На них, например, оставили старую, уже неэффективную БРЛС. Также почти не изменились летные характеристики.

Боеспособность почти всех МиГ-29 сомнительна, ведь эти машины (за исключением новых МиГ-29СМТ) практически не модернизировались. МиГ-31 проходят модернизацию до МиГ-31БМ, но данный самолет даже в новой «ипостаси» остается узкоспециализированным перехватчиком. Он хорошо оптимизирован для поражения бомбардировщиков и крылатых ракет, но не может бороться с истребителями. Причиной является ракета Р-33, которой оснащен данный самолет. Она имеет ограничения по перегрузке цели 4g. Истребитель F-16, конечно, может маневрировать с гораздо большей перегрузкой, достигающей 9g. К тому же сам МиГ-31 неповоротлив, что не увеличивает его шансы в ближнем воздушном бою.

МиГ-31 / ©Vpk-news

Оружие

Во время российской операции в Сирии мы видели много новых отечественных АСП (Авиационные средства поражения). Среди них корректируемые авиабомбы КАБ-500-С и КАБ-1500, крылатые ракеты Х-101 и Х-555 и другое. В целом, ситуация здесь значительно улучшилась для России. Притчей во языцех остается отставание по части ракет класса «воздух-воздух». Основной ракетой средней дальности ВКС РФ даже сейчас является очень старая Р-27 c полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. После пуска летчик должен «вести» ее до попадания в цель. Совершать резкие маневры при этом невозможно – ракета просто не попадет в самолет/вертолет/БПЛА.

Р-27 получила несколько модификаций и одна из них (Р-27Т) имеет тепловую головку самонаведения. Такую ракету не нужно никуда «вести», однако цель типа «истребитель» она может поражать в переднюю полусферу на предельно низкой дистанции. Следовательно, как ракета средней дальности она не может использоваться эффективно.

У турецких летчиков в этом плане все обстоит лучше. Они имеют последние модификации американских AIM-120 AMRAAM, работающих по принципу, схожему с концепцией «пустил-и-забыл». Пилот F-16 может выпустить ракеты по нескольким целям одновременно и, развернувшись на 180 градусов, уйти на свой аэродром. В целом, по мнению экспертов, сейчас именно AIM-120 является самой совершенной ракетой средней дальности. Она к тому же не раз доказывала свою эффективность в бою.

В случае ближнего боя преимущество будет также у турков, ведь недавно они получили от США новейшие и наиболее совершенные в мире ракеты ближнего боя AIM-9X. ВКС РФ, в свою очередь, продолжают использовать ракету Р-73. К моменту появления в 80-х это была лучшая ракета «воздух-воздух» ближней дальности. Сейчас же она не отвечает требованиям современной войны.

Ракета Р-27Р под крылом МиГ-29 / ©Wikimedia  

Кто сильней?

Превосходство в случае воздушной войны будет иметь Россия. Несмотря на описанные технические трудности, количество боеспособных летательных аппаратов у РФ выше, и оно растет. Воздушные бои с турецкими ВВС не будут для российских летчиков «легкой прогулкой»: есть отличия между ударами по не имеющим прикрытия ПВО объектам ИГ и конфликтом с хорошо вооруженным противником. При этом сама Турция, при условии отсутствия помощи от НАТО, также не сможет долго продержаться против РФ. Ее экономика не выдержит затяжного военного конфликта с такой мощной державой, как Россия.

Как мы уже отмечали, российские ВКС имеют не только многоцелевые истребители (о которых говорится в статье). Удары по турецким наземным целям в случае эскалации конфликта смогут наносить узкоспециализированные фронтовые бомбардировщики Су-24М и Су-34. Дальние и стратегические бомбардировщики пригодятся для уничтожения особо важных объектов неприятеля, а штурмовики будут «утюжить» бронетехнику врага. К счастью для РФ, за последнее время у авиации появилось некоторое количество бомб и ракет нового поколения. Поэтому авиацию ВКС РФ уже нельзя назвать анахронизмом, как это было в 2000-е или 90-е годы.

Мы уже не говорим о наличии у России ядерного арсенала, который в случае опасности выступит веским аргументом против дальнейшей войны. В целом, по общему военному потенциалу (ядерное + тактическое оружие) РФ занимает второе место в мире, сильно уступая только Вооруженным силам США. Поэтому Турция, даже имея рядом союзников по Североатлантическому альянсу, едва ли захочет полномасштабной войны с Россией.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 12:50
Юлия Трепалина

В новом исследовании команда американских и канадских ученых рассмотрела, как снижение калорийности пищи воздействует на теломеры человека — своего рода «защитные колпачки» на концах хромосом, предохраняющие их от повреждений и «склеивания» с другими хромосомами. Влияние оказалось не таким однозначным, как предполагалось.

Позавчера, 11:55
Полина Меньшова

Большему количеству учеников, чем когда-либо, трудно осваивать школьную программу. Это связано с низким уровнем развития рабочей памяти и неумением планировать время, считает педагог Алекс Куигли. В новой книге он дал практические рекомендации для учителей, которые помогут сделать работу в классе более продуктивной.

11 часов назад
Игорь Байдов

Время от времени у самой марсианской поверхности ровер Curiosity регистрирует скачки концентрации метана — газа, который на Земле обычно производят живые организмы. При этом со спутников в атмосфере в целом его найти не удается. Этот парадокс породил среди ученых многолетние споры о том, есть ли метан на Марсе и если да, то как ему удается вести себя так парадоксально. Объяснить это попыталась команда планетологов из NASA.

21 апреля
Мария Азарова

Авторы нового исследования выявили три фактора, ответственные за так называемый алкогольный блэкаут — распространенное последствие употребления спиртных напитков, когда человек сталкивается с провалами в памяти.

19 апреля
Дарья Г.

По оценкам ученых, «свободных» планет в Млечном Пути может быть в 20 раз больше, чем звезд. Так как планеты сами не светятся, разглядеть их сложно: их ищут гравилинзированием, лучше всего обнаруживающим самые массивные планеты типа Юпитера. Но вот удалось найти еще одну такую «сироту», причем не массивную с Юпитер, а земного размера. И ученые уверены, что это лишь первая находка из многих.

19 апреля
Александр Березин

В норме чем больше становится видов в группе, тем острее они конкурируют между собой, что сначала замедляет возникновение новых видов, а затем ведет к вымиранию. Новая научная работа показала, что у рода Homo ситуация почему-то была обратной: чем больше видов он образовывал, тем быстрее возникали новые дополнительные. Среди позвоночных подобных примеров нет, только среди жуков на изолированных островах. Ученые выдвинули ряд гипотез, позволяющих объяснить столь удивительный результат.

8 апреля
Василий Парфенов

Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.

28 марта
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

29 марта
Ольга Иванова

Ученые из США и Швейцарии определили четыре ключевых механизма, задействованных в трансформации личности человека. Но ни один из них не сработает без самого главного — сильного желания измениться.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий

-
-1
+
Забавно что прогноз 2015 года по появлению в войсках боеспособного ПАК ФА (не раньше 2020-х) оказался точен.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: