• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку

Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.

Европейцы тайно испытали верхнюю ступень ракеты Ariane 6

Европейское космическое агентство 12 апреля провело успешные огневые испытания верхней ступени перспективной космической ракеты Ariane 6. Однако информацию о тесте обнародовали лишь спустя несколько недель.

Ракета Ariane 6 / © ESA
Ракета Ariane 6 / © ESA

Во время испытаний, которые могли проходить в условиях секретности, ведь в последних  официальных пресс-релизах ESA о них ничего не сообщали, специалисты проверили работу верхней ступени в нештатных условиях.

Всего провели три включения вспомогательной двигательной установки ступени. Тесты длились 66 минут. Основную двигательную установку верхней ступени — Vinci — не включали.

Первый запуск европейской ракеты-носителя Ariane 6, когда она должна будет вывести на орбиту спутники OneWeb, запланирован на лето 2024 года. 

Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK

Комментарии

21 Комментариев

Николай Ц.
3 недели назад
-
2
+
Испытания "вспомогательной" (?) двигательной установки обычное рядовое дело. Оно не настолько значимо, чтобы немедленно трубить об этом во всеуслышанье. Это банальная проверка работы в большом ряду других систем: например, системы управления полётом: про её испытания тоже никто отдельно не сообщает. Отдельно испытывают её разные сегменты, затем всё вместе. Испытывают системы связи, системы телеметрии, системы ориентации, да большую кучу самых разных систем. Испытывают всё. И вот про одну из них сейчас написали - так это рутина. Это абсолютно не повод говорить "тайно", "в условиях секретности", и иначе нагнетать высосанный из пальца ажиотаж тайности и секретности. Обычные наземные испытания, и ничего более. И даже не ключевой, а вспомогательной (?) системы. Ну, испытали и испытали. Хоть бы результат этих испытаний назвали, что ли. Без результатов это всё по сути пустые слова. А результатов нет. О чем тут говорить вообще? вывод-то какой из этих испытаний? Зачет, незачет, частичный успех, как отработало, насколько прошло расчетно/нерасчетно, что выявлено? Информации ноль. Словесная пена без внятного содержания, на мой взгляд.
    Serjo
    3 недели назад
    -
    0
    +
    Николай, ага подсистема n продержалась n+10 секунд, и поларонные двигатели вышли на Z степень сжатия. Можно все новости этим забить.
    +
      ещё комментарии
      Николай
      3 недели назад
      -
      0
      +
      Serjo, у испытаний всегда есть обобщённый результат - получилась запланированная программа действий или нет. Говоря упрощённо, успешно или неуспешно прошли испытания. Прошла эта система тест или не прошла. Говорить про сам факт испытаний без их результата как-то малосодержательно. Разве что это особые, ключевые, знаковые испытания, сам факт проведения которых говорит о важном рубеже или событии. Но это не про вспомогательные системы ступени.) Типа, боец N провел стрельбы из автомата. А попал ли хоть раз в мишень - это неважно. Испытания проводят не ради самого их проведения, а ради достижения целевого результата. Достигнут ли? Это же не любительская рыбалка, на которую ездят не для вылова рыбы, а для классного времяпрепровождения.
    Pesos
    3 недели назад
    -
    0
    +
    Николай, обращусь напрямую, есть ли у вас хотя бы приблизительные сведения по расходу топлива на каком либо ракетоносителе при старте от ноля до тысячи метров?
    +
      ещё комментарии
      Николай
      3 недели назад
      -
      0
      +
      Pesos, такую оценку получить несложно, рассказываю как. .....1) Оцениваем стартовый расход топлива 1 ступени. Он складывается из расхода одного двигателя 1 ступени, умноженного на число двигателей на первой ступени. Отбрасываем мелочи типа того, что например РД-107 переводится в режим полной тяги только через 6 секунд после старта. Для него расход 73 кг/с, двигателей 5 (считаем расход РД-108 центрального блока таким же), итого расход РН "Союз" 73х5=365 кг/с. Для «Сатурна-5»: расход одного F-1 равен 2577 кг, значит первая ступень своими 5 двигателями расходовала 12885 кг/с. Для «Falcon 9»: расход 300 кг/с (уточнить по модификациям), значит расход 1 ступени (9 двигателей) 300х9=2700 кг/с. .... ....2) Оценим время полёта ракеты до высоты 1000 м. Это можно напрямую взять из полётных данных (например, в видео пуска, где показаны текущие секунды и высота). А можно и оценить по соотношению тяги (в тоннах) к стартовой массе ракеты: это даст ускорение, которое можно для оценки считать неизменным на первом километре подъёма. Помня связь ускорения, времени и пройденного пути как l(растояние) = (а(ускорение) в квадрате)/2, находим время прохождения первого километра при взлётном ускорении: оно равно квадратному корню из 2х1000м/ускорение (в м/с). Для «Союза» стартовое ускорение будет 413/308 =1,34 м/с кв, время прохождения первого км составит 39 сек. Для «Сатурн-5» стартовое ускорение будет 2965/3529=1,19 м/с кв, время 41 сек. Для «Фалкон 9» это 784/549=1,428 м/с.кв., время 37 сек. .... ...3) Остается умножить время полёта до высоты 1 км на расход ступени: «Союз» 365 кг/с * 39 сек=14235 кг, «Сатурн-5» 12885 кг/с *41 с = 528285 кг, «Фалкон 9» 2700 кг/с * 37 сек = 99900 кг. ....Итог оценки: "Союз" 14,2 тонны, "Сатурн-5" 528 тонн, "Фалкон 9" 100 тонн.Можно их немного уменьшить из-за роста ускорения. А лучше посмотреть, на какой секунде полёта ракета проходит высоту 1000 м. И умножить это время на расход первой ступени.
        Pesos
        3 недели назад
        -
        0
        +
        Огромное спасибо за развёрнутый ответ!
        Pesos
        3 недели назад
        -
        0
        +
        Николай, эти расчёты подтверждают преимущество холодного старта ракетоносителя из шахты (разгон за счёт противовесов) . Конечно закон сохранения энергии един для всех, однако при прочих равных полезную нагрузку можно существенно увеличить.
          Николай
          3 недели назад
          -
          0
          +
          Pesos, все бы да, но холодный старт подразумевает несколько более сильные перегрузки, а именно короткий и значит интенсивный разгон на размере шахты бросающим зарядом. Ускорение выстрела ракеты будет большое по сравнению с плавным отрывом собственной тягой. Придётся упрочнить носители под более высокую перегрузку, это добавочно много металла, толщина стенок и переборок вырастет, что снизит массовое совершенство ракеты и может прибавку полезной нагрузки, а то и вообще снизит массу нагрузки. Тут нет одной палочки-выручалочки, способной сильно изменить эффективность старта. Всё покажет и свою обратную сторону. Для примера: оцените скорость выброса ракеты из шахты. И вы увидите, что это экономия первых 50-100 метров высоты, не более. На которых носитель разгонится до скорости выброса из шахты, но не ухудшая своих массовых показателей. Овчинка выделки не стоит. Посмотрите скорость носителя на высоте 1 км, и сравните со скоростью выброса из шахты - стоит ли оно того, чтобы затевать возню.
            Pesos
            3 недели назад
            -
            0
            +
            Николай, как дилетанту сложно понять повышенные перегрузки при холодном старте. Почему не стартовать с приемлемой скоростью? Конструкция носителя совершенно точно нужно будет усилить в местах подвески при разгоне, вес вряд ли будет существенным. При выходе из шахты нужна будет ещё и металлоконструкция для вывода на высоту, где глушение акустической волны теряет смысл. Тут же возникают и риски, разгон взят, если сбой в системе, нужен участок торможения, предотвратить потерю изделий. Башенка получится достаточно высокой. Если инженеры в РФ перевелись, которые способны рассчитать пользу или вред этой идеи тогда слегка страшно)
              Николай
              3 недели назад
              -
              0
              +
              Pesos, если скорость выброса ракеты маленькая, то и выигрыша нет: своими двигателями уже на 50-60 м высоты будет то же самое. Игра не стоит свеч. А усиливать придётся весь бак первой ступени: ведь перегрузка вызовет рост веса топлива и давлением на дно и стенки бака. Порвёт, если не усилить. Поэтому дело не только в точках подвески. Но, допустим, перегрузка обычных ракет достигает и 3-4 единиц, но не в момент старта, когда первая ступень залита под завязку. Надо считать перегрузку и нагрузки у обоих способов, определять максимальную, и сравнивать. Умозрительно, без чисел, не сравнить. Тот есть не видно заведомого выигрыша.
                Pesos
                3 недели назад
                -
                0
                +
                Николай, основная точка подвески будет там, где двигатели передают нагрузку, нивелируется момент, вторая точка стабилизирующая, нагрузки отсутствуют, роль направляющих. Скорость можно сделать сравнимой при естественном старте. Впрочем всё нужно считать, вы правв
                Николай
                3 недели назад
                -
                0
                +
                Pesos, "Скорость можно сделать сравнимой при естественном старте" - легко вы делаете заявления ) ну раз можно то пусть сделают, делов-то. Я не против. возможно, вы цифирь просто не смотрели, как ненужную; а на неё надо опираться. Посмотрите телеметрию пусков Фалкон-9, и скажите, пожалуйста, какая у него скорость на высоте 1 км?
                Pesos
                3 недели назад
                -
                0
                +
                Николай, трудно понять по видео, старт спутников Галилео, в один конец пошла ракета, что там за показатели, мили в час, футы или всё же км/ч на км
                Pesos
                3 недели назад
                -
                0
                +
                Полагаю всё же метры в секунду на километр
                Николай
                3 недели назад
                -
                0
                +
                Pesos, там подписано, КМ/Н, это километры в час. возьмите любое разборчивое видео, да и на вашем видно. Не надо ничего полагать, надо просто прочесть надпись. "Полагаю всё же метры в секунду на километр" - это что-то неслыханное. Такой размерности не знаю. если разделить то что вы написали, получатся миллисекунды, уважаемый Pesos. Просто миллисекундное время, больше ничего )
                Николай
                3 недели назад
                -
                0
                +
                Pesos, километры в час, там же подписано. КМ/Н
                Николай
                3 недели назад
                -
                0
                +
                Pesos, посмотрел наугад пуск Фалкона-9. телеметрия возникает с 31 секунды полёта, скорость 490 км/ч, высота 1,9 км. Отсюда легко находим ускорение: 4,4 м/с кв, побольше чем я оценивал ранее, и 4,4 м/с кв вернее, ибо взято из прямых измерений. Раз ускорение 4,4 м/с кв, то на высоте 1000 м носитель был на 21 секунде полёта, и имел скорость 94 м/с. Это приличная скорость, 338 км/ч. Стартовое сооружение не разгонит и до половины этой скорости. Думаю, бросок даст не более 20 м/с - это лишь первые 4 с половиной секунды полёта Фалкона-9. За первые 5 секунд полёта он разгонится уже быстрее, будучи на высоте 55 м. и успев сжечь лишь 13,5 тонн топлива. Вот вам и вся затея с шахтой - не из-за чего. ... а на высоте 1 км Фалкон-9 сожжет 57 тонн топлива. Оценки выше оказались вдвое завышены из-за неверной оценки ускорения. Всё же надо брать напрямую телеметрию, как я рекомендовал сразу, и не мудрить.)
                Pesos
                3 недели назад
                -
                0
                +
                Николай,
                Николай
                3 недели назад
                -
                0
                +
                Pesos, этот калькулятор вы зачем показали? Тут же ускорение свободного падения. Черным по белому написано. А вам надо ускорение ракеты брать. Она движется с другим ускорением - найдите его простым делением, одной дробью. Берёте текущую скорость на такой-то секунде полёта (из видео оба числа), делите на эти секунды, получаете среднее ускорение ракеты. Естественно, переведя скорость в м/с из км/ч. Скорость в км/ч и секунду полёта берёте из видео. Вот и вся простейшая петрушка. Если это сложно, нет смысла дальше воду в ступе толочь.
                Pesos
                3 недели назад
                -
                0
                +
                Николай, калькулятор показывает очень приблизительное значение скорости до которой можно разогнать ракету при использовании грузов, и это значение превышает приведённое вами по фалькону
                Николай
                3 недели назад
                -
                0
                +
                Pesos, честно, дальше не понимаю. Каких грузов, как они будут разгонять ракету, какие циклопические механизмы это будут делать — тут я пас. Устраняюсь из дальнейшего, вам все карты в руки.

Предстоящие мероприятия
Вчера, 08:35
Полина Меньшова

Британский учитель географии Грэм Сеньор работал в саду и случайно обнаружил в земле небольшой прямоугольный камень. Оказалось, что на артефакте высечен текст, написанный с помощью древнего кельтского алфавита огам.

Вчера, 16:47
Ольга Иванова

Американские ученые описали новый вид уникального паукообразного с крепкими ногами, усыпанными шипами. Членистоногое жило в каменноугольном периоде и совершенно не похоже ни на один современный вид.

4 часа назад
Мария Азарова

Ученые провели эксперимент, в котором манипулировали кишечной микробиотой мужчин с помощью пищевых добавок. Так удалось показать, что состав микробиома влияет на решение добиваться справедливости для себя, «альтруистически» наказывая оппонента.

Вчера, 08:35
Полина Меньшова

Британский учитель географии Грэм Сеньор работал в саду и случайно обнаружил в земле небольшой прямоугольный камень. Оказалось, что на артефакте высечен текст, написанный с помощью древнего кельтского алфавита огам.

18 мая
Полина Меньшова

При гипертонии пациентам рекомендуют аэробные тренировки, включающие в себя, например, ходьбу, бег, танцы, езду на велосипеде. Но такая физическая нагрузка положительно влияет на артериальное давление только в вечернее время, выяснили физиологи из Бразилии и США.

Позавчера, 17:46
Александр Березин

Миссия NS-25 стала первой после длительной приостановки полетов New Shepard — полностью многоразового суборбитального носителя и корабля. Джефф Безос, владелец Amazon, 24 года назад создавший компанию Blue Origin, некогда планировал, что этот носитель станет базой для серьезной выручки от космического туризма.

24 апреля
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

15 мая
НИУ ВШЭ

Международный коллектив исследователей при участии ученых из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ изучил, как выбор иностранного языка влияет на когнитивные способности человека. Оказалось, что языки, непохожие на родной, стимулируют когнитивную функцию на начальном этапе их изучения, а близкие к родному имеют отложенный эффект и помогают мозгу эффективнее работать при более высоком уровне владения иностранным языком.

3 мая
Василий Парфенов

Ледяной покров Антарктики претерпевает значительные изменения на протяжении года, и его поведение хорошо изучено в общем. Но некоторые локальные аномалии объяснить не получается вот уже несколько десятилетий. Одна из них — полынья возвышения Мод, или полынья моря Уэдделла, которая появляется нерегулярно на одном и том же месте. Международная команда океанологов, наконец, смогла разгадать механизмы ее образования.

[miniorange_social_login]
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно