Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.

Хаббл снимает обломки от столкновения DART с астероидом

Снятый Хабблом хронометраж последствий столкновения DART показывает удивительные и поразительные изменения, происходящие с каждым часом, когда пыль и куски обломков выбрасывались в космос. Столкнувшись с астероидом на скорости 13 000 миль в час, ударный элемент DART выбросил из астероида более 1000 тонн пыли и камней.

Съемка Хаббла дает бесценные новые подсказки о том, как обломки были распределены по сложной схеме в течение нескольких дней после столкновения. Это произошло на пространстве, намного большем, чем смог зафиксировать спутник LICIACube cubesat, который пролетел мимо двойного астероида через несколько минут после столкновения DART.

В фильме показаны три перекрывающиеся стадии последствий столкновения: формирование конуса выброса, спиральный вихрь обломков, подхваченных на орбите астероида вокруг астероида-компаньона, и хвост, взметнувшийся за астероидом под давлением солнечного света (похожий на ветряк, подхваченный порывом ветра).

Видео начинается за 1,3 часа до столкновения. На снимке и Дидимос, и Диморфос находятся в пределах центрального яркого пятна; даже “Хаббл” не может разрешить эти два астероида по отдельности. Тонкие прямые пики, выступающие из центра (и видимые на более поздних снимках), являются артефактами оптики “Хаббла”. Первый снимок после столкновения сделан через 2 часа после события. Обломки отлетают от астероида, двигаясь со скоростью более четырех миль в час (достаточно быстро, чтобы избежать гравитационного притяжения астероида, поэтому они не падают обратно на астероид). Выброс образует в основном полый конус с длинными, нитевидными нитями.

На этих трех снимках Хаббла запечатлен распад астероида Диморфос, когда 26 сентября 2022 года его намеренно сбил космический аппарат НАСА весом 1 200 фунтов в рамках миссии Double Asteroid Redirection Test (DART). На верхней панели, снятой через 2 часа после удара, показан конус выброса (примерно 1 000 тонн пыли). В центральном кадре показано динамическое взаимодействие в бинарной системе астероида, которое начинает искажать форму конуса выброса примерно через 17 часов после столкновения. Наиболее заметными структурами являются вращающиеся элементы в форме колес. Колесо связано с гравитационным притяжением астероида-компаньона Дидимос. На нижнем кадре “Хаббл” запечатлел обломки, которые под давлением солнечного света на мельчайшие частицы пыли превращаются в хвост, похожий на комету. Это растягивается в шлейф мусора, где самые легкие частицы летят быстрее всего и дальше всего от астероида. Загадка усугубляется, когда Хаббл фиксирует, как хвост разделяется на две части в течение нескольких дней.Кредиты: НАСА, ЕКА, STScI и Цзянь-Ян Ли (PSI); обработка изображений: Джозеф ДеПаскуаль (STScI).   / Автор: Татьяна Соловьёва

Примерно через 17 часов после столкновения картина обломков вступила во вторую стадию. Динамическое взаимодействие в бинарной системе начинает искажать форму конуса выброшенного вещества. Самыми заметными структурами являются вращающиеся элементы в форме колес. Колесо связано с гравитационным притяжением астероида-компаньона Дидимос. “Это действительно уникальное явление для данного конкретного инцидента”, – сказал Ли. “Когда я впервые увидел эти снимки, я не мог поверить в эти особенности. Я подумал, что изображение размазано или что-то в этом роде”.

Далее “Хаббл” запечатлел, как под давлением солнечного света на мельчайшие частицы пыли обломки превращаются в хвост, похожий на кометный. Это растягивается в шлейф обломков, где самые легкие частицы летят быстрее всего и дальше всего от астероида. Загадка усугубляется позже, когда Хаббл фиксирует, что хвост разделился на две части на несколько дней.