Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать

Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.

Можно ли спасти марсианских роботов от пыли Красной планеты?

В течение последних нескольких месяцев посадочный модуль InSight, предназначенный для изучения тектонической активности Красной планеты, потреблял все меньше и меньше энергии, поскольку его солнечная батарея площадью 4,2 квадратных метра постепенно исчезала под толстым слоем марсианской пыли. 21 декабря NASA объявило, что в течение нескольких дней от посадочного модуля не поступало никаких сигналов, поэтому агентство официально объявило, что его исследовательская миссия завершена.

Посадочный модуль InSight, покрытый марсианским песком и пылью / ©NASA/JPL-Caltech

Многие пользователи Сети активно следили за последними днями InSight и бомбардировали NASA вопросами: «Почему у модуля отсутствуют дворники, воздуходувки и т. д., которые помогли бы InSight справиться с пылью и песком».

NASA ответило, что подобная система удорожила бы стоимость запуска модуля, добавила бы ему массы и сложность аппарата. Однако решение есть, как считают инженеры космического агентства: «лучшее и простое решение — подобрать оптимальный размер и наклон солнечных батарей таким образом, чтобы они могли получать большее количество солнечного света, и чтобы с них съезжала пыль».

сидя на диване кажется что тут то они ступили! Но ведь если посадить батареи на горизонтальную ось, и раз в сутки тупо повернуть полный оборот - вся делов та. Да и к солнцу можно ориентировать как бонус. А ветродуйку с разряженным еле заметным газом наполненным пылью попробуй сделай на 15 лет ресурсом - утрУдишься.
    Инсоляция на Марсе где-то в 2,5 раза меньше, чем на Земле. И песчаные бури. Не нужно туда тащить весь этот зеленый хлам, от него и на Земле проблем хватает. Компактный ядерный реактор был бы лучшим выходом.
....КАК ЕСТЬ ТАК ЕСТЬ. Всего не предусмотришь.
27.12.2022
"NASA ответило, что подобная система удорожила бы стоимость запуска модуля, добавила бы ему массы и сложность аппарата. " Угу. Будем честны. Инженеры NASA облажались, говоря простым языком.
    Как облажались, если аппарат проработал в разы больше запланированного срока?
      27.12.2022
      А мог и дольше работать... Я не верю, что было бы большой проблемой решение по удалению пыли/песка с поверхности солнечных батарей.
        Отказали бы другие элементы. Расчетный срок проработал, программу выполнил. Проработал ещё один срок. Будем честны. Это не облажались, это успех. Которого не достиг пока никто, кроме инженеров НАСА. В лице JPL, конечно. Никакая другая техника, никаких других инженеров, не проработала на Марсе и минуты.
          27.12.2022
          У китайцев работает и тоже без очистки панелей. У НАСА есть EDS, Electrostatic Dynamic Shield. Это пленка из прозрачного оксида индия-олова нанесенная в виде спирали на поверхность панелей. При пропускании тока определенной частоты частицы пыли весьма успешно удаляются от центра к краям. Добавление системы очистки рассматривается НАСА в каждом проекте с использованием солнечных панелей на Марсе. Пока не было необходимости даже в такой системе из-за технических и финансовых ограничений миссий. https://ntrs.nasa.gov/api/citations/20160005317/downloads/20160005317.pdf
    27.12.2022
    Облажались именно вы со своим смелым заявлением, говоря простым языком.
    27.12.2022
    Инженеры НАСА выполнили несколько миссий на Марсе за последние 20 лет и ни одна не сорвалась из-за электропитания. Все успешно севшие аппараты проработали дольше заявленных сроков. Китайский Чжужун откатал по Марсу уже тоже в разы дольше основной миссии и тоже без всяких дворников для панелей. Теперь - какие были заявлены сроки работы российских аппаратов на Марсе за последние 20 лет ? Какие решения по удалению пыли были предоставлены Роскосмосом ? Какие были выполнены? Так что, товарищ Назаров, не стоит критиковать успешные проекты на фоне полной импотенции российской программы Марса. И напоследок: у НАСА есть решение для удаления марсианской пыли без механических деталей или продува газом. Пока необходимости использования не было.
    ...да. конечно. не посоветовались с рос коллегами, как и что нужно строить... не разворовав...