Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» впервые сфотографировал Марс

Европейское космическое агентство (ЕКА) рассказало, что новейшей космический телескоп «Джеймс Уэбб» наблюдал за Марсом с расстояния 1,6 миллиона километров 5 сентября 2022 года с помощью камеры ближнего инфракрасного диапазона (NIRCam) и спектрографа ближнего инфракрасного диапазона (MIRI).

©NASA, ESA, CSA, STScI, Mars JWST/GTO team

Первое изображение Красной планеты, полученное телескопом, состоит из двух снимков, на которых показано залитое светом Солнца восточное полушарие планеты.

На коротковолновом изображении преобладает отраженный солнечный свет, и на нем видны детали марсианской поверхности, которые можно наблюдать в видимом человеческому глазу свете. Здесь можно заметить кратер Гюйгенс, шириной порядка 450 километров и темную вулканическую область в Большом Сирте.

Камера NIRCam космического телескопа Уэбба уловила свет, который Марс излучает в длинноволновом инфракрасном диапазоне, когда планета теряет тепло. Яркость этого света связана с температурой поверхности Марса и его атмосферы. Яркость уменьшается по направлению к марсианским полярным областям, которые подвергаются меньшему воздействию солнечного света, и в северном полушарии планеты, где сейчас господствует марсианская зима.

©NASA, ESA, CSA, STScI, Mars JWST/GTO team

Телескоп также собрал спектроскопические данные об атмосфере Марса, в которой обнаружены вода, углекислый и угарный газы: они соответствуют выделенным провалам на графике. Конечно, это далеко не новаторское открытие, но оно демонстрирует способность нового инструмента ученых точно определять состав атмосферы планет.

©NASA, ESA, CSA, STScI, Mars JWST/GTO team

Марс был выбран в качестве объекта для наблюдений космического телескопа не просто так, ученые  определяют, насколько будет надежен высокотехнологичный телескоп в изучении далеких экзопланет.