26.05.2014
Редакция Naked Science

Ученые установили, в какой области происходят мощные гамма-вспышки

Систематически наблюдая постоянные временные задержки между вспышками в радио- и гамма-диапазонах в различных галактиках, ученые определили область возникновения мощных гамма-всплесков.

Ученые из Германии вместе с коллегами из Швеции, США и Испании выяснили, что источник мощных гамма-вспышек от джетов расположен в непосредственной близости к сверхмассивным черным дырам. До сих пор исследователи не знали, в какой области джета происходят эти вспышки.

Считалось, что мощные гамма-всплески могли иметь место и на дальнем конце джета, в значительном удалении от черной дыры.

Авторы исследования в течение нескольких лет изучили около 60 вспышек в активных галактиках. В этом им помогли данные программы F-GAMMA, которая использует три однозеркальных телескопа, а также сведения, полученные при помощи космического гамма-телескопа NASA «Ферми».

Так, систематически наблюдая постоянные временные задержки между вспышками в радио- и гамма-диапазонах в различных галактиках, ученые установили, что радиовсплеск отстает от гамма-вспышек почти на две недели.

Релятивистские струи, джеты – струи плазмы, вырывающиеся из центров (ядер) таких астрономических объектов, как активные галактики, квазары и радиогалактики. Обычно у объекта наблюдаются две струи, направленные в противоположные стороны. На настоящий момент релятивистские струи остаются недостаточно изученным явлением. Причиной появления таких струй часто называют взаимодействие магнитных полей с аккреционным диском вокруг чёрной дыры или нейтронной звезды.

Впервые специалистам удалось найти связь между вспышками в радио- и гамма-диапазонах. Обнаруженная корреляция позволила также локализовать участок джета, на котором происходит гамма-вспышка.

Результаты исследования помогут ученым разобраться в структуре активных ядер галактик, а также лучше понять природу образования релятивистских струй.