Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
27.10.2017
Редакция Naked Science

Вероятность развития осложнений после операции на сердце связали со временем суток

Разницу в результатах операций на открытом сердце, проведенных утром и вечером, объяснили влиянием циркадных ритмов.

surgery

Французские ученые провели исследование с участием 596 пациентов и обнаружили: осложнения после операций на открытом сердце развивались чаще, если процедуру проводили утром. Этот эффект специалисты связывают с особенностями циркадных ритмов организма. Исследователи предложили путь поиска решения, которое поможет сделать утренние операции безопаснее.

Ученые рассмотрели две группы пациентов по 298 человек в каждой. Все пациенты перенесли операции на клапанах сердца: одна группа — утром, другая — во второй половине дня. Состояние пациентов отслеживали в течение 500 дней после вмешательства. В «утренней» группе исследователи зафиксировали инфаркт или сердечную недостаточность у 18% людей, в «вечерней» группе — только у 9%.

Затем ученые выделили «утреннюю» и «вечернюю» группы по 44 человека и измерили уровень белка тропонин Т в их крови. Тропонин Т — один из белков, участвующих в процессе сокращения сердечной мышцы. Определенный уровень этого белка связывают с повышенной вероятностью повреждения клеток сердечной ткани. В крови «вечерних» пациентов содержание тропонина Т оказалось ниже. Исследователи заключили, что утренние операции наносят ткани в среднем на 20% больше урона. После этого провели биопсию тканей 14 «утренних» и 16 «вечерних» пациентов. Выяснилось, что сердце вторых лучше восстанавливается после вынужденного недостатка кислорода во время операции. Этот эффект подтвердился и в эксперименте с тканями мышиного сердца.

Анализ клеток пациентов выявил 287 генов с различиями в уровне активности в «утренней» и «вечерней» группе. Многие из этих генов ранее связывали с циркадными ритмами организма — суточными колебаниями интенсивности различных биологических процессов. Поэтому исследователи предположили, что справиться с этим эффектом помогут препараты, создающие искусственный сбой циркадных ритмов

Авторы работы подчеркивают: их исследование — лишь первый шаг к изучению связи между результатами операций и суточными ритмами организма.

Выводы этой работы не означают, что все операции на сердце необходимо выполнять только вечером. Чтобы окончательно заявить о существовании такой взаимосвязи, потребуются дальнейшие исследования с участием многих пациентов.

Исследование опубликовано в журнале The Lancet.

Ранее ученые усомнились в пользе музыкального сопровождения хирургических операций.