Ученые предупредили об опасности неправильного приема антибиотиков — Naked Science
27.07.2017, 15:07

Ученые предупредили об опасности неправильного приема антибиотиков

Неверное применение препаратов может привести к появлению новых «супербактерий».

e-coli_wide-fef9db34381b7ff035a2ca3212d3fc317487d0e0

Устойчивость бактерий к антибиотикам (антибиотикорезистентность) — важнейшая проблема современной медицины и фармакологии. Сделать бактерию устойчивой к определенным веществам может случайная мутация или горизонтальный перенос генов от других микроорганизмов. В последние годы ученые обнаружили несколько «супербактерий». Эти микроорганизмы резистентны к целому ряду популярных антибиотиков. Принято считать, что в появлении антибиотикорезистентных бактерий отчасти повинны пациенты, перестающие принимать препараты сразу же, как только симптомы болезни отступают.

Такой позиции придерживается Всемирная организация здравоохранения: ее специалисты призывают пациентов строго следовать назначению врача и принимать полный курс лекарств.

Ученые из университетов Сассекса, Оксфорда и Саутгемптона заявили: им не удалось найти научного обоснования тезиса, согласно которому досрочное окончание любого долгого курса антибиотиков способствует появлению резистентных бактерий. Исследователи подчеркивают: речь идет о курсах дольше пяти дней. Заявление группы ученых и обзор работ опубликованы в журнале The BMJ. По словам ученых, представление о необходимости сравнительно долгих курсов антибиотиков возникло в середине ХХ века. К нему привели случаи ранней отмены курсов пенициллина, окончившиеся смертью пациентов.

Исследователи считают, что долгого лечения антибиотиками требуют далеко не все бактериальные инфекции. Некоторые микроорганизмы — такие, как возбудители туберкулеза — действительно необходимо уничтожать полностью с помощью комбинации препаратов. Микобактерии туберкулеза активно мутируют, вызывая резистентные формы заболевания. Лечение туберкулеза и других болезней, легко развивающих устойчивость, должно длиться несколько месяцев. Однако, по мнению ученых, в случае многих бактериальных инфекций короткий курс принесет больше пользы, а долгий может способствовать появлению устойчивых бактерий. Такой подход может быть оправдан в случае распространенных кишечных инфекций, вызванных некоторыми штаммами кишечной палочки.

Антибиотики уничтожают не только бактерии-возбудители заболеваний, но и здоровую микрофлору организма. Ее «место» в организме могут занять и бактерии-возбудители, которые смогли выработать устойчивость к препарату, и другие патогенные микроорганизмы. Так возникают некоторые оппортунистические инфекции. По словам исследователей, Всемирной организации здравоохранения и региональным органам здравоохранения следует пересмотреть подход к назначению долгих курсов антибиотиков. Возможно, больше пользы принесут короткие курсы или разрешение закончить прием лекарств раньше, чем планировалось. Требуются дополнительные исследования, которые помогут выработать более эффективные инструкции.

Ученые предупреждают, что наибольшей опасности подвергают себя и окружающих люди, начинающие принимать антибиотики без назначения врача или даже вопреки рекомендациям специалиста.