Ученые оценили последствия «большого минимума» на Солнце для климата Земли — Naked ScienceNaked Science
07.02.2018, 06:44

Ученые оценили последствия «большого минимума» на Солнце для климата Земли

Возможно, что к середине XXI века Солнце войдет в период «гранд-минимума» и будет испускать меньше ультрафиолета, что приведет к замедлению глобального потепления климата Земли.

В череде 11-летних циклов активности Солнце время от времени проходит через периоды «гранд-минимумов», когда напряженность его магнитных полей снижается, пятна появляются крайне редко, а ультрафиолетовое излучение, достигающее Земли, минимально. Наступление «гранд-минимумов» нерегулярно и, видимо, связано со случайными процессами, которые развиваются в магнитосфере звезды.

Исторические и геологические реконструкции показывают, что через «гранд-минимум» Солнце проходило во времена Гомера (ок. 950–800 гг. до н. э.) и нормандского завоевания Англии (1040–1060 гг.). Самым знаменитым из таких событий можно назвать Маундеровский минимум 1645–1715 гг., за все время которого наблюдалось не больше 50 пятен, а на Земле отмечался необычно холодный период (хотя связь между этими событиями может быть не такой прямой, как кажется).

Дэн Любин (Dan Lubin) и его коллеги из калифорнийского Института океанографии Скриппса оценили возможную силу следующего «гранд-минимума» и соответствующее снижение интенсивности УФ-радиации, поступающей на Землю от Солнца. Для этого они использовали космический УФ-телескоп IUE, который в течение 20 лет работы наблюдал 33 подходящие звезды солнечного типа. Его данные корректировались с учетом металличности (содержания атомов тяжелее водорода и гелия) и других характеристик звезд и использовались для моделирования поведения Солнца.

В статье, опубликованной на страницах The Astrophysical Journal, ученые заключают, что интенсивность УФ-излучения в период «гранд-минимума» может быть на семь процентов ниже обычных значений на минимуме 11-летнего цикла активности. Авторы отмечают, что это может вызывать целую цепь событий в атмосфере и климате Земли. Уменьшение потока УФ-лучей замедлит образование озона и температурный градиент стратосферы, что отразится в изменении паттернов ветров в нижних слоях атмосферы. Можно вспомнить, что в период того же Маундеровского минимума Европа переживала период заметного похолодания, тогда как на Аляске и юге Гренландии, наоборот, потеплело.

Исходя из общего снижения числа пятен на Солнце в последние десятилетия, Любин и его соавторы предполагают, что «гранд-минимум» уже не за горами. Это снизит поток поступающей на Землю энергии и несколько замедлит современный тренд глобального потепления, но не отменит его вовсе.