10.11.2018
Редакция Naked Science

Ученые объяснили, почему стареет кожа

Клетки соединительной ткани «теряют идентичность» и перестают участвовать в производстве коллагена.

Биологи из Института биомедицинских исследований в Барселоне (Испания) провели исследование клеток кожи мышей разного возраста и обнаружили, что в процессе старения фибробласты дермы «теряют идентичность», из-за чего и происходит ухудшение свойств кожи. Работа опубликована в журнале Cell.

Руководитель исследования Сальвадор Аснар Бенита (Salvador Aznar Benitah) поделился подробностями:

«У пожилых людей много проблем с кожей, потому что та неспособна к нормальной регенерации и не служит барьером, который бы защитил организм от различного рода инфекций. До нас никто не рассматривал потерю клеточной идентичности как причину этих проблем, но эта гипотеза звучит очень интересно».

Коллаген и эластин — два белка, которые обеспечивают соединительной ткани прочность и эластичность. Их секреция зависит от фибробластов дермы — клеток, синтезирующих внеклеточный матрикс. Команда из Института биомедицинских исследований использовала ДНК-микрочипы, технологию секвенирования РНК, электронные микроскопы для получения изображений высокого разрешения и многие другие методы, чтобы понять разницу между молодыми и старыми клетками соединительной ткани.

Толщина кожного слоя, подкожного и гиподермы у мышей в разные периоды времени / ©Cell

Они обнаружили, что с возрастом фибробласты приобретают некоторые характеристики адипоцитов (клеток, из которых состоит жировая ткань), что, в свою очередь, приводит к «потере клеточной идентичности» и прекращению производства коллагена. По словам специалистов, конформация старых фибробластов менее отчетливая и «напоминает неопределенные состояния клеток, какие наблюдают у нерожденных животных». Они отмечают, что эта информация поможет в будущем привести к более эффективному заживлению ран и терапии против старения кожи.

В прошлом году американские ученые разработали новый материал, представляющий собой силиконовый полимер, который временно подтягивает кожу и возвращает ей молодость примерно на 24 часа.

Власти некоторых западных стран подтвердили случаи заражения новым вариантом дельта-штамма SARS-CoV-2 — AY.4.2.