18.01.2017
Редакция Naked Science
1 833

Ученые назвали условия «оживления» туранского тигра

Международная группа ученых представила стратегию восстановления туранского тигра (Panthera tigris virgata), вымершего в XX веке. Исследование опубликовано в журнале Biological Conservation.

caspian_tiger_16207_1
©Wikipedia / Автор: Андрей Чернов

Туранский тигр представляет собой подвид тигров, обитавший на Кавказе, в Северном Иране и Средней Азии. Основными причинами его вымирания считаются массовое окультуривание земель в поймах рек (это сократило кормовую базу) и активное уничтожение советскими властями. Истребление хищников связывалось с потенциальной опасностью, хотя местные жители не рассматривали этих животных как угрозу. Официально исчезновение туранского тигра датируется 1970 годом.

Ранее ученые показали, что из-за низкой изменчивости митохондриальной ДНК (мтДНК) туранский тигр генетически очень близок амурскому тигру (Panthera tigris altaica), который сейчас относится к вымирающим видам. Теоретически это позволяет рассматривать возможность восстановления вымершей популяции за счет сведения обоих видов в один. С этой целью обсуждается вопрос реализации программы реинтродукции туранского тигра на территории Казахстана.

Чтобы выяснить, с какими трудностями может столкнуться программа, ученые из московского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) и Университета штата Нью-Йорка изучили историю туранского тигра и построили модель его реинтродукции. Анализ литературы показал, что общая площадь, которую занимал этот подвид, была чрезвычайно широка и составляла около 800–900 тысяч квадратных километров, или две-три особи на 100 квадратных километров.

Туранские тигры обитали в тростниковых (камышовых) зарослях вблизи естественных водоемов — ручьев или рек. По мнению авторов, предполагаемое место расположения национального парка для реинтродукции в районе озера Балхаш (южный берег) отвечает этим требованиям. Также для разведения хищников подходит дельта реки Или, впадающая в озеро. Общая площадь указанных территорий оценивается в 7 тысяч квадратных километров.

По оценкам ученых, этой площади может быть достаточно для появления 69–98 туранских тигров в течение ближайших 50 лет. Для реализации программы необходимо выполнить ряд условий. Так, власти региона должны остановить деградацию прибрежных зон, вызванную неконтролируемыми пожарами. Кроме того, тиграм потребуется кормовая база (парнокопытные и непарнокопытные млекопитающие), восстановление которой займет от пяти до 15 лет.

Третьим условием программы исследователи считают обеспечение мер безопасности местного населения. Наконец, прирост популяции будет возможен только в случае стабильного водного режима озера Балхаш и реки Или. Последняя частично находится на территории Китая, поэтому власти Казахстана должны проводить программу в рамках зарубежного партнерства. От эффективности такого сотрудничества будет зависеть жизнеспособность экосистемы: от тростниковых зарослей до добычи.