Тараканы способны кусаться впятеро сильнее человека — Naked Science
13.11.2015
Редакция Naked Science

Тараканы способны кусаться впятеро сильнее человека

Тараканы многочисленны, разнообразны и способны выживать в самых неблагоприятных условиях. Они способны переносить смертельную для нас дозу радиации и обходиться без пищи целый месяц – но, если доберутся до нее, в дело вступят мощнейшие челюсти.

cockroach

Вообще эти вездесущие и древние насекомые играют довольно заметную роль в жизни человечества – и положительную (богатые белками, они используются в кухнях народов Восточной и Юго-Восточной Азии), и отрицательную, выступая одними из самых распространенных домашних вредителей и разносчиков заболеваний. При этом многие нюансы их жизнедеятельности изучены довольно плохо. Недавно их – на примере американского таракана Periplaneta americanaисследовали биологи из Великобритании и Германии.

В работе использовали линию выросших в лабораторных условиях насекомых. Судьба их мало волнует даже самых ярых защитников прав животных, так что тараканы были отправлены на некое подобие средневекового пыточного устройства. С помощью обычного зубного цемента их приклеили спиной к металлической пластине, а голову – к своего рода миниатюрной гильотине. Впрочем, на их жизнь никто не покушался: ученым требовалось точно подвести к ним крошечный датчик для замера давления. И тараканы послушно вцеплялись в него, причем с такой яростью, что пара из них сломали челюсть и в дальнейших расчетах не учитывались.

Однако восемь тараканов, сохранивших челюсти целыми, позволили авторам провести 300 измерений силы укуса, снимая происходящее на скоростную видеокамеру, чтобы рассмотреть механику движений всех их мандибул, максилл и других челюстей – куда более сложных чем наши. Укусы оказались на удивление мощными: по оценкам ученых, челюсти таракана способны создавать давление в 50 раз большее, чем его собственный вес.  Для сравнения, самый сильный человеческий укус примерно впятеро слабее.

Авторы считают, что такой укус позволяет им прогрызать даже такие твердые материалы как древесина или выделанная кожа. Осталось выяснить главное: как довольно миниатюрные и хрупкие детали, из которых сложена хитроумная челюсть таракана, выдерживают такие нагрузки.