Судмедэкспертиза сможет выяснять время смерти по генам — Naked Science

Судмедэкспертиза сможет выяснять время смерти по генам

Генетики составили алгоритм для установления времени смерти по изменению активности генов в клетках четырех тканей организма.

howmicroscop

Как известно, Шерлок Холмс признавал лишь те знания, которые могли пригодиться ему в расследованиях. В наши дни ему, несомненно, пришлось бы добавить в арсенал полезных наук и генетику. В статье, опубликованной журналом Nature Communications, ей находится новое детективное применение: установление времени смерти.

Педро Ферейра (Pedro Ferreira) и его коллеги из португальского Университета Порто исследовали изменения активности генов, которые распространяются по тканям в течение 24 часов после смерти. В самом деле, даже после полной остановки электрической активности в мозге клетки тела погибают далеко не сразу. Эксперименты на рыбках показали, что некоторые гены сохраняют активность еще несколько дней после этого.

Авторы анализировали молекулы РНК, которые синтезируются на основе ДНК активных генов и служат матрицей для синтеза белков. В некоторых клетках эти процессы могут продолжаться еще достаточно долго после смерти организма как целого, вплоть до момента, пока оно полностью не исчерпает доступные запасы энергии или субстратов для биохимических реакций.

Эту активность ученые исследовали в образцах 36 различных тканей, полученных у 500 доноров в течение времени до 29 часов после смерти. Оказалось, что работа генов post mortem существенно варьирует, однако компьютерный анализ позволил выделить четыре типа тканей, изучение которых позволит достаточно точно установить время смерти: подкожный жир, клетки легких, щитовидной железы и участков кожи, открытых солнечному свету.

Число генов в клетках разных тканей организма, активность которых меняется после его смерти / ©Ferreira et al., 2018

Ферейра и его соавторы разработали алгоритм, который можно использовать для экспертизы и, проведя исследования этих четырех тканей, определить время смерти – теоретически – с точностью до девяти минут. Разумеется, в реальных «полевых» условиях такая аккуратность вряд ли будет достижима, однако гены все равно дадут более точный результат, чем традиционные методы, некоторые из которых применяются еще со времен Шерлока Холмса.

Компания Blue Origin провела успешный запуск космического аппарата типа New Shepard. В будущем такие корабли будут доставлять космических туристов на высоту примерно 100 километров.