Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
14.07.2017
Редакция Naked Science

Столкновение с астероидом не сможет уничтожить жизнь на Земле

Некоторые животные оказались настолько устойчивыми, что погубить их не под силу ни радиации, ни резкому похолоданию.

0_14d974_5c3101a4_orig

Группа британских и американских астрофизиков смоделировала воздействие нескольких типов космических явлений на обитателей Земли. За образец устойчивости земной жизни ученые приняли тихоходку Milnesium tardigradum. Тихоходки — микроскопические беспозвоночные — известны своей способностью к выживанию в самых экстремальных условиях: в горячих источниках, на океанском дне или подо льдом.

В январе 2016 года японским ученым удалось вернуть к жизни тихоходку, которая тридцать лет провела во льду в замороженном состоянии. Вскоре «ожившая» тихоходка отложила яйца, из которых появилось жизнеспособное потомство.

Астрофизики проанализировали три сценария, способных уничтожить землеподобную планету, — «встреча» с астероидом, взрыв сверхновой и гамма-всплеск. И гамма-всплеск, и взрыв сверхновой в относительной близости от Земли подвергнут нашу планету огромной дозе радиации. В результате озоновый слой будет становиться все тоньше и Земля окажется беззащитной перед космическим излучением. Однако тихоходки устойчивы к сильному радиационному воздействию (∼5000–6200 Гр). Воздействие крупного астероида, вероятно, приведет к похолоданию: поверхность Земли будет получать меньше солнечного света. В ситуации сильного падения температуры самым надежным местом останется океанское дно. У подводных вулканов сохранятся некоторые формы жизни, включая тихоходок.

По мнению ученых, наиболее убийственное последствие катастроф для земной жизни — кипение океанов. Уничтожить тихоходок таким образом сможет лишь астероид весом от ∼1.7 × 1018 кг. Орбиты известных сегодня астероидов такой массы не пересекаются с земной. Гамма-всплеск, смертельный для тихоходок, должен произойти не более чем в 40 световых годах от Земли. В обозримом будущем таких событий не ожидается. Максимальная дистанция для сверхновой составляет 0,13 световых лет — ближайшая звезда, Проксима Центавра, находится в 4,22 световых года от Земли.

По словам ученых, их исследование поможет в поисках возможных форм внеземной жизни. Океаны когда-то были на нескольких известных планетах. Если там будут найдены останки организмов-экстремофилов, подобных земным тихоходкам, это может стать первым свидетельством существования условий, пригодных для внеземной жизни.