«Хаббл» обнаружил звездные струи спиральной галактики — Naked Science
05.03.2014
Редакция Naked Science

«Хаббл» обнаружил звездные струи спиральной галактики

«Хаббл» заснял потоки звезд и межзвездного газа, которые теряет спиральная галактика по мере движения внутри созвездия Наугольник.

heic1404a

Орбитальный телескоп «Хаббл» обнаружил потоки звезд и межзвездного газа, которые теряет спиральная галактика ESO 137-001 по мере движения внутри скопления Наугольник.

Наугольник – созвездие южного полушария неба, расположенное к юго-западу от Скорпиона, севернее Южного Треугольника, в контакте с Циркулем. Через него проходят обе ветви Млечного Пути, но эта область неба бедна яркими звездами. Созвездие не содержит звезд ярче 4,0 визуальной звездной величины.

Астрономы, работающие с данными «Хаббла», заметили на снимке, сделанном телескопом, голубые звезды, собранные в отдельные полосы. Они как бы струятся вниз с плоскости галактики. Эти струи образованы давлением разогретого газа скопления Наугольника на газ и звезды самой ESO 137-001. Давление – результат сопротивления среды, сквозь которую с большой скоростью перемещается спиральная галактика.

Поскольку связывающие ESO 137-001 гравитационные силы велики, действие газа не может ее разрушить. И все же при движении сквозь скопление практически весь межзвездный газ ESO 137-001 будет потерян и новые звезды в галактике перестанут появляться.

Для понимания жизненного цикла галактик очень важно, как происходит потеря вещества при движении сквозь скопления. Если давление среды в скоплении лишает газа и, соответственно, «состаривает» галактику, то при столкновении отдельных звездных скоплений происходит обратное – как правило, это стимулирует образование новых звезд и заставляет их выглядеть моложе.