27.03.2017
Редакция Naked Science

Создана самодвижущаяся жидкость

Исследователи создали жидкость, которая двигается сама по себе, без прикладывания каких-либо внешних факторов. Полученный опыт может быть полезен, например, для транспортировки нефти по нефтепроводу.

Ученые массачусетского Университета Брэндайса и Технологического института Джорджии создали «умную» жидкость, способную передвигаться самостоятельно. Это явление похоже на процессы, которые протекают в клетках нашего организма. Результаты исследований были изложены в издании Science, а краткий обзор доступен в пресс-релизе Университета Брэндайса.

В клетках эукариот жидкая цитоплазма постоянно находится в движении, несмотря на то, что внешнее воздействие отсутствует. Это происходит в результате взаимодействия разнообразных элементов и веществ внутри клетки. С обычной жидкостью, конечно, ничего подобного произойти не может, и она будет течь только при условии приложения внешней силы или наличия градиента напряжений и давления.

Но теперь исследователи наделили жидкость способностью двигаться, используя микротрубочки, взятые из клеток коровьего мозга. Их поместили в водный раствор, куда затем добавили молекулы кинезина и аденозинтрифосфата (АТФ). Микротрубочки располагались параллельно друг другу, в то время как молекулы кинезина оказались между ними: это чем-то напоминает железнодорожные шпалы и рельсы. В роли источника питания выступил аденозинтрифосфат, благодаря которому кинезин двигался вдоль микротрубочки. После достижения кинезином ее конца происходил распад структуры, а освободившиеся трубочки и другие молекулы кинезина создавали новые объединения.

Микротрубочки в движении / ©Lawrence Goodman

Это только один из этапов исследования, и в дальнейшем ученые намерены продолжить опыты с самодвижущейся жидкостью, тем более что существуют вполне реальные сферы применения этой технологии. Концепцию «самоходной» жидкости можно использовать, например, для перекачки нефти в нефтепроводах. Затраты на перекачку при этом будут сведены к минимуму.