Алмаз удалось сжать почти в четыре раза — Naked Science

Алмаз удалось сжать почти в четыре раза

Как сжать алмаз почти в четыре раза? Ученым удалось добиться такого результата под давлением в пять терапаскалей.

nifchamber-65d57a505ec027504aff015efeb88c8f23de4d05-s40-c85

Драгоценный камень королей удалось сжать при помощи излучения от 176 лазерных лучей. В результате давления на вещество, – оно составило пять терапаскалей – расстояние между атомами углерода в узлах кристаллической решетки стало меньше. Так, по мнению авторов исследования, возникло вырожденное состояние электронного вещества в кристалле.

При нормальных условиях алмаз метастабилен – состояние квазиустойчивого равновесия физической системы, в котором система может находиться длительное время. Король драгоценных камней отличается высокой твёрдостью, а также упорядоченностью кристаллической решетки.

Искусственно созданные в лаборатории экстремальные условия сверхвысоких давлений и плотностей, которые наблюдаются в ядрах планет-гигантов, по мнению авторов исследования, позволят лучше понять внутренние механизмы и строения. Кроме того, это поможет разобраться в процессах развития и формирования таких небесных тел.

Помимо прочего, изучение углерода в экстремальных состояниях положительно скажется на развитии в сфере термоядерного синтеза.

Психологи из Тюмени и Ярославля изучили взаимосвязь уровня мудрости и эмоционального выгорания у медицинского персонала. Исследование показало, что именно мудрость помогает медикам противостоять такому синдрому. Формирование столь полезного качества у врачей позволит сохранить их психическое здоровье и профессиональное долголетие, что, по мнению авторов исследования, особенно актуально в связи с напряженной работой медицинских работников во время пандемии коронавируса.

Космический аппарат случайно находит на комете обломки материала искусственного происхождения. Комета стремительно уносится прочь за пределы Солнечной системы, и у людей остается все меньше времени, чтобы исследовать таинственный артефакт и понять, что это.

Кольский научный центр РАН

Оценка возраста очень важна для древних вод, потому что эта информация используется при проектировании хранилищ радиоактивных и токсичных отходов. Однако сделать это технически весьма непросто. Метод, который предложил коллектив исследователей из Геологического института КНЦ РАН, позволяет избежать прямого отбора воды и получить информацию о концентрациях гелия в воде путем анализа зерен кварца из керна скважин. На его основе ученые из Кольского научного центра уже сумели определить возраст воды на глубине около 10 километров.