Радиоуглеродный анализ научились калибровать — Naked Science

Радиоуглеродный анализ научились калибровать

Немецкий ученый Питер Келер (Peter Köhler) разработал метод верификации результатов радиоуглеродного анализа. Результаты исследования опубликованы в журнале Environmental Research Letters.

Радиоуглеродный анализ представляет собой метод определения возраста биологических образцов. Для этого в материале измеряется уровень радиоизотопа углерод-14 (14C) по отношению к стабильным изотопам углерод-12 (12C) и углерод-13 (13C). Часто таким образом ученые датируют ископаемые останки, а также строят прогнозы выбросов углекислого газа в атмосферу. Однако прошлые работы показали, что соотношение изотопов на Земле могут искажать антропогенные факторы. В результате данные радиоуглеродного анализа могут быть неточными.

Искажения, которые вносит человеческая деятельность в соотношение изотопов, описываются эффектом Зюсса. Он заключается в том, что из-за сжигания большого количества ископаемых топлив, почти не содержащих 14C, концентрация этого изотопа в атмосфере оказывается незначительной по сравнению со стабильными изотопами. В новой работе ученый из Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера предложил метод, который позволяет уточнить результаты радиоуглеродного анализа с учетом этого эффекта.

Для этого автор построил модель, которая прогнозирует эффект Зюсса для 13C и 14C до 2500 года. При расчетах Келер отталкивался от расширенной версии сценариев выбросов RCP, согласно которой содержание радиоизотопа оставалось относительно стабильным до 1950 года. Затем его уровень повышался примерно на 440 моль в год и достигал пиков на фоне испытаний атомных бомб. Итоги моделирования он сопоставлял с историческими данными и тремя методами оценки сокращения выбросов двуокиси углерода (углекислого газа) CDR.

Результаты показали, что все искажения могут быть обнаружены с помощью анализа эффекта Зюсса для 13C. Так, если уровень изотопа выходит за рамки моделирования, данные с высокой вероятностью искажены. Однако при ожидаемом уровне 13C допустимо говорить о точной датировке. Исключением, по словам ученого, являются территории, где проникновение углекислового газа в атмосферу происходит медленнее, например в Индо-Тихоокеанской области. Метод также может быть неэффективен, если CDR связано с биоэнергетикой.

Исследователи из Японии отправили мышей в космос, чтобы изучить влияние гравитации на мышцы и их истощение на молекулярном уровне, и определили потенциального кандидата на роль гена, который влияет на атрофию мышц в условиях невесомости.

Ученые Университета ИТМО научились создавать биоинтегрируемые наночастицы, которыми можно управлять с помощью нагревания. При облучении светом они меняют не только свою форму, но и цвет. Открытие поможет в разработке неинвазивных биосенсоров, сигнальных систем, а также нетоксичных красителей.