Первые жители суши слышали благодаря легким — Naked Science

Первые жители суши слышали благодаря легким

«Рыб с ушами» не бывает – и это неслучайно: звук распространяется в воде куда лучше, чем в воздухе, и легко достигает внутреннего уха. И среднее ухо, и ушные раковины здесь совершенно излишни, а потому и появились они лишь с выходом животных на сушу. Процесс этот занял около 100 млн лет, но и до тех пор животные глухими не были – как выяснилось, слышать им помогали... легкие.

Tiktaalik_roseae_life_restor

Выход первых четырехногих существ на сушу состоялся около 375 млн лет назад. Усложненный слуховой аппарат стал важной адаптацией к жизни в новых условиях: без него из-за разницы в плотности между тканями тела и окружающим воздухом почти все звуковые колебания отражались бы обратно.

Чтобы выяснить, как могли воспринимать звуки первые обитатели суши, нидерландские исследователи обратились к одному из самых близких родственников тех древних животных – африканской двоякодышащей рыбе Protopterus annectens. Протоптеры имеют жабры, однако больше 90% кислорода получают с помощью легких, то и дело всплывая, чтобы глотнуть воздуха. Умеют они и плавать, и ползать по дну, опираясь на плавники – словом, совсем как первые животные, осваивавшие сушу.

Чтобы выяснить, насколько чувствительны протоптеры к звуку, ученые воспроизводили им акустические колебания, параллельно следя за активностью нейронов ствола их мозга. Так было показано, что эти рыбы способны воспринимать акустические колебания как оставаясь воде, так и оказываясь на воздухе. Используя рентген, ученые обнаружили, что распространение звуковой волны создает колебания давления в легких протоптеры, наделяя ее простым, но слухом.

Похожие эксперименты были проделаны и на саламандрах, обладающих довольно простым слуховым аппаратом – и снова была показана важная роль накопленного в легких воздуха в восприятии звуковых сигналов. Даже не имея развитого слуха, первые жители суши глухими никак не были: легкие стали появляться еще до того, как они покинули воду, в ответ на снижение содержания в ней кислорода. А у кого есть легкие и хотя бы внутреннее ухо, тот глухим не будет.

Опасное сближение космических аппаратов произошло, по данным «Роскосмоса», в 04:49 (по московскому времени) 27 ноября. Минимальное расстояние между двумя спутниками дистанционного зондирования Земли — российским «Канопус-В» и индийским Cartosat-2F — составило всего 224 метра.